Несмотря на то, что картины Марата Бекеева написаны в начале-середине третьего тысячелетия, они не выглядят как нечто сиюмитное, полное неологизмов и изменений. Напротив, искусствоведы неоднократно отмечали их вневременной и даже притчевый характер. И тема детства занимает в творчестве казахстанского художника особое, едва ли не центральное место в силу своего ирреального и хрупкого характера, близкого каждому человеку вне зависимости от своего социального положения и тем более возраста.
… именно в детстве все окрашивается, ощущается так остро и так волшебно, что каждое мгновение приносит с собой массу новых впечатлений и новых эмоций – ребенок все их проживает. Художник изображает свое детство как тот островок мирового покоя и гармонии, что может хранить только детская, безгранично благодарная память. Только ребенок способен быть таким наивным и таким доверчивым, вся его фигура пронизана этой трогательной душевной органикой с природой. В произведении художника естественность и полное включение мира детства в то пространство, в котором он находится. Окружающая среда и мальчики фактически составляют единое гармоничное целое, дети "кожей", всем своим существом сливаются в реальный мир и в то же время они вне его пределов, потому что могут находиться на "иной волне", вне данности, – Халима Труспекова.
Как и в случае с иными талантливыми произведениями искусства, даже самый банальный и прозаичный сюжет в руках истинного мастера превращается в нечто важное, полное смысла и разнообразных эмоций полотно. Давайте вспомним, к примеру, картину Сергея Калмыкова "Театр оперы и балета" – что на ней изображено? Тонкие стволы стройных деревьев, за которыми виднеется храм Мельпомены, столь дорогой сердцу художника. Но сколько в этой простой картине тепла и красоты, момента истинного тихого счастья единения с миром! Так и Марат Бекеев простой сюжет превратил в размышление о природе детства и всех счастливых моментах, так или иначе с ним связанных. Специалисты даже говорят о том, что "Тихий вечер" – не есть повествование, не художественный нарратив, а что-то гораздо более сложное. Возможно, это притча или размышление – неуловимое, космическое чувство, которое художник стремился уловить. Так что же мы видим на картине? Да ничего особенного на первый взгляд – двое мальчишек сидят на улице вечером – мы не видим их лиц, но они смотрят вдаль, и нам становится совершенно очевидно, что вряд ли их беседа носит оживленный характер. Скорее всего, они мирно переговариваются друг с другом, а может, и вовсе молчат, думая каждый о своем – мечтая, представляя свою будущую жизнь, полную приключений и открытий. И картина носила бы абсолютно ирреальный, вневременной (и не в лучшем смысле этого слова) характер, если бы не изящное вкрапление в сюжет одного простого, но такого важного предмета – впереди наших героев стоит самовар – вещь, определенно возвращающую нас на бренную землю.
Минимальное "вмешательство" деталей в картине в виде самовара, что дымит "на сторону", "указуя" направление ветра, части палисадника, что неуклюже пристроилось к стене дома, только усиливают "поля" пространства, играющего важную роль в композиционном замысле произведения. Они подчеркивают границу между небом и землей, на которой маленькие дети органично вписываются в их лоно и кажется: мир всегда будет к ним так благосклонен и доброжелателен, как в этот миг. Симпатизируя своим персонажам, художник не скрывает своего умиления пластикой движения детской фигурки: тоненькая шейка, хрупкие плечи, неуклюжие маленькие ножки, все очень трогательно и мило, – Халима Труспекова.
Разумеется, художник не смог избежать ностальгического настроения в своей картине – очевидно, что он скучает по детству и тоскует по нему. И в то же время Бекееву удалось избежать приторной слащавости и излишней сентиментальности, которые способны испортить сюжет, пусть даже создаваемый с самыми благими намерениями. Обратите внимание, что художник уделяет крайне мало внимания окружающим предметам – мы только догадываемся о том, где находятся дети. И это замечательно, потому что имеем дело с картиной в которой важны именно ваши эмоции, ваши размышления, ваши воспоминания. Да, художник вложил в картину придуманный им сюжет, созданных им героев, придал им выпуклости, но не настолько, чтобы мы не могли себя ассоциировать с ними. Даже художественные приемы, используемые автором, способствуют созданию ностальгическо-теплого настроения картины. Фигуры героев и окружающий их мир не прорисованы четко – такое ощущение, как будто мы действительно имеем дело с прекрасным видением, которое способно исчезнуть от резкого движения или громкого слова.
Тема детства в творчестве художника, вероятно, неслучайно трактуется как счастливый миг, техника «вибрирующего» письма позволяет мастеру изобразить тонкость и хрупкость этой гармонии. Он устойчив в нашем сознании, когда уже состоялся как счастливый момент, когда ничто не омрачило это мгновение жизни, и мы храним его в памяти, время от времени "заглядывая" в него с тем, чтобы вновь обрести ту устойчивость и душевную гармонию, – Халима Труспекова.