Всемирно известный хореограф Пол Эмерсон, заслуженный деятель республики Казахстан Гульнар Адамова и артисты двух мировых балетных трупп рассказывают, что такое современный балет, на каком языке лучше смотреть и что нужно знать, чтобы его до конца понять в материале корреспондента Toppress.kz.
Who is who? Кто стоит за современным балетом сегодня?
Что происходит с людьми в тех странах, в которых нет понятия "выражения свободы слова"? Этим вопросом с начала своей карьеры журналиста задавался Пол Эмерсон, автор статей по вопросам обороны и внешней политики США, который пришел в искусство, как он сам говорит, "окольными путями". Уже 20 лет Пол Эмерсон является художественным руководителем балетной труппы современного танца "Company E" из Вашингтона, признанной в мире "одной из лучших трупп современности" (по версии "H'aretz", Израиль) и "храброй и талантливой труппой" (по версии "Washington Post"). Труппа Пола является амбассадором культуры США в других странах, включая Казахстан, где они рассказывают реальные истории жизни, смерти, политики и трагедии на языке танца.
Я называю Казахстан – страной танцоров. Каждый раз, когда я провожу мастер-классы здесь, я вижу зал, полный очень талантливыми, внимательными и голодными до информации студентами. В эту поездку мы провели тренинг для 700 учеников. Интерес, энергия и постоянная работа над собой – это сильная платформа, которая стоит за успехом казахстанского балета, – даёт свою оценку Пол.
"Company E" уже 10 лет сотрудничает с известным на мировой сцене театром современного танца "Samruk" – казахстанская труппа под руководством Гульнары Адамовой. Весь ноябрь тандем ставил совместное шоу в 6-и городах Казахстана: Тараз, Кызылорда, Семей, Усть-Каменогорск, Павлодар и Алматы, а команда Эмерсона проводила мастер-классы по направлениям контемпорари и бродвейскому джазу. Выбор городов руководители постановок объясняют желанием "привезти балет в те регионы, куда обычно не доходит этот вид искусства".
Размышление о беге времени "11", которое мы показываем казахстанскому зрителю, – это очень интересное слияние американского и казахстанского балета. Нам не нужен никакой язык, кроме хореографического. Ребята прекрасно понимали друг друга на репетициях, даже не зная языка, потому что язык тела – язык международный, которому не важна ни национальность, ни государство – это язык человечности, – Гульнара Адамова о работе с американскими коллегами.
Что такое современный балет?
"Современное искусство – это признак демократичности общества. Только тогда, когда общество достигло определенного уровня в развитии, искусство может развиваться. Время, когда приоритет отдавался классическому балету, изменилось. Современный балет стремительно завоевывает популярность у казахстанской молодежи. Причина в том, что эмоции, взаимоотношения проще всего передавать с помощью лексики современного танца. Язык хореографии обладает широким диапазоном выражения", – объясняет Гульнара.
Что делать, если не понимаешь, что происходит на сцене?
Интерпретация зрителем постановки всегда верна, считает Гульнара Адамова:
"Даже, если постановка носит абстрактный характер, и зритель не всегда понимает историю, он всегда на подсознательном уровне с точностью улавливает настроение, эмоцию, которую мы хотим ему передать. В этом и состоит смысл нашей профессии", – успокаивает опытный хореограф.
Коллега Гульнары из-за океана же говорит, что понимание зрителем задумки автора зависит от соблюдения им особого баланса между искусством и артистичностью:
"Казахстанский балет, на мой взгляд, и в частности, работа Гульнары Адамовой являются показателями идеального баланса между экспрессией искусства и пониманием аудитории. Это не перегиб в сторону безумного артхауса, который оставляет неоднозначные чувства и непонимание, что только что произошло на сцене, – говорит Пол Эмерсон.
Каково быть солистом современного театра?
"В балете можно быть разным человеком. На сцене я могу быть кем угодно. Ты можешь обнажить свою душу и показать зрителю, что ты чувствуешь", – делится Сабыржан Придонов, солист театра "Samruk".
Какие истории можно "считать" в танце современного балета?
Хрущёв и Кеннеди в балете
Пол Эмерсон рассказал нам о самом значимом в его карьере проекте – постановке программы в честь празднования 100-летней годовщины со дня рождения президента Джона Кеннеди. Для постановки Пол выбрал тему отношений США и СССР в период президенства Кеннеди и председательствования Никиты Хрущёва. Вся история демонстрировалась на языке контемпорари балета.
Длинный коридор центра Кеннеди был нашей основной площадкой. Артисты начинали движение с двух сцен, которые завершали коридор. Мы хотели рассказать историю взаимоотношений Кеннеди и Хрущева с двух точек зрения – со стороны американцев с одной сцены и русских с другой, и их столкновения – посередине. Зрители были с ними в этом историческом путешествии, они двигались вперемешку с артистами. Мы стремились показать, как шло восприятие действий с обеих сторон людьми, и что политика может меняться и мнения могут быть разными, но мы остаёмся всё теми же людьми, во многом очень похожими, – рассказывает Пол.
11 сентября: Вчера, Сегодня, 10 лет спустя
Другую историю Эмерсон "рассказал" в 2018 году в Астане о трагедии 11 сентября в Нью-Йорке. Артисты из стран Центральной Азии приняли участие в его интенсивном двухнедельном курсе, который завершился отчетным гала-концертом. 100 профессионалов, 80 из которых были казахстанцами, осуществили задумку автора в вечернем шоу контемпорари-балета «Падающий человек» о жизни Нью-Йорка за день до терракта, в день 11 сентября и после него.
Мы продемонстрировали публике историю о глубочайшей человеческой потере, которую только можно представить. Но мы закончили историю, показав Нью-Йорк 10 лет спустя, говоря, что даже из трагедии мы восстаём сильными, и что наши семьи вернутся, и наше общество вернётся, и всегда есть надежда, – делится Эмерсон об истории родного города в своей постановке.
Парящие сегодня
Серия рассказов "Парящие", которые гастролируют по Казахстану в ноябре, посвящена ежедневным драмам из жизни современного человека. Новичку в зрительном зале современного балета трудно разобрать сюжетную линию без подсказок. Авторы в коротких зарисовках рассказывают о быстротечности жизни, о борьбе со временем, которую проживает человек и в конце концов принимает его, отправляясь в дальнейший путь ("Цикл 11"), об этапах развития брака, когда в начале опорой пары, принимающей удары судьбы, является ОН, а в конце – ОНА (дуэт "Падение"). Также в представлении можно увидеть очень тонкое проявление эмпатии, когда актёры, а далее и зрители, начинают понимать чувства одинокого уборщика, который находит в своём воображении женщину своей мечты, и даже если она не настоящая, а только швабра, для него она – настоящая любовь ("Роджер и Люси", постановка французского хореографа Людовика Жоливе).
Истории, ожившие в синхронном танце двух легендарных балетных трупп, были доступны для казахстанской публики на бесплатной основе благодаря инициативе Посольства США в Казахстане. В планах американских артистов дальнейшее сотрудничество с Казахстаном и обучение коллег центральноазиатского региона. Летом следующего года Company E запустит большую программу тренингов для артистов этих стран, а весной команда Пола проведет гастрольный тур по странам Европы и Азии. Пол обещает вернуться в Казахстан, который называет "своим вторым домом". Таким образом у казахских ценителей балета еще будет повод сказать: "Welcome home, Paul!".