Умер Валентин Гафт – один из популярных актеров конца прошлого века, символ эпохи. 2 сентября он отпраздновал свое 85-летие, передаёт Toppress.kz со ссылкой на BBC.
Талант Гафта был разноплановым. Ему одинаково удавались положительные и отрицательные образы.
К известности актер шел долго и нелегко. Дебютировав в 1957 году маленькой бессловесной ролью в фильме “Убийство на улице Данте”, он двадцать с лишним лет играл только в эпизодах, часто – иностранцев, например, помощника Аллена Даллеса в “17 мгновениях весны”. В воспоминаниях Гафт объяснял это своей внешностью.
Дарование уже далеко не юного актера увидел и раскрыл во всем блеске Эльдар Рязанов в “Гараже” (1979), и “О бедном гусаре замолвите слово” (1980). Полковника Покровского из “Бедного гусара” многие считают лучшей ролью Валентина Гафта.
Впоследствии Гафт снялся еще в трех рязановских картинах: “Забытая мелодия для флейты”, “Небеса обетованные” и “Старые клячи”, где сыграл генерала: как шутили коллеги, дослужился.
В золотой фонд советского кино вошли еще два фильма с участием Гафта – комедия “Здравствуйте, я ваша тетя!” и новогодняя сказка “Чародеи”. В 1990-х годах имели успех “Анкор, еще анкор!” и “Сирота казанская”.
Гафт дважды сыграл на экране Лаврентия Берию и участвовал в двух экранизациях “Мастера и Маргариты” – в первый раз в роли Воланда, во второй первосвященника Каиафы.
Театральная карьера артиста также складывалась не гладко. Окончив в 1957 году Школу-студию МХАТ, он сменил за 12 лет пять московских театров, пока не нашел себя в “Современнике”, где прослужил около полувека.
В общей сложности Валентин Гафт сыграл 123 роли в кино и телеспектаклях и 48 в театре, из них 27 на сцене “Современника”.
Он не относился к поющим актерам, но в “Бедном гусаре” великолепно исполнил романс на стихотворение Петра Вяземского “Я пережил и многое, и многих”.
Актер прославился эпиграммами на коллег по искусству, зачастую весьма ядовитыми, и это еще очень мягко сказано. С 1970-х годов они ходили из уст в уста, а теперь доступны в интернете.
Слава эпиграмм “от Гафта” была столь велика, что ему, случалось, приписывали тексты, к которым он не имел отношения.
“На Гафта? Эпиграмму? Ну уж нет! Ведь от него же никуда не скроешься. А Гафт, хоть он актер, а не поэт, так припечатает, что не отмоешься”, – говорил поэт-сатирик Александр Иванов.
Многие обижались. Автор об этом знал, и однажды выдал о самом себе:
Гафт очень многих изметелил и в эпиграммах съел живьем. Набил он руку в этом деле, а остальное мы набьем.