• Последние

Колея независимости 1520: как разъехались по составу парки пассажирских вагонов бывшего СССР

2021/02/26 18:06
Пример HTML-страницы
Водитель попытался скрыть номер и остался без прав в Астане

Водитель попытался скрыть номер и остался без прав в Астане

2025/05/19 12:41
Бектенов обсудил с главой подразделения разведки и добычи Shell реализацию нефтегазовых проектов

Бектенов обсудил с главой подразделения разведки и добычи Shell реализацию нефтегазовых проектов

2025/05/19 12:21
Заместитель министра обороны Казахстана встретился с британским коллегой

Заместитель министра обороны Казахстана встретился с британским коллегой

2025/05/19 12:00
Массовая драка с поножовщиной произошла в Алматы

Массовая драка с поножовщиной произошла в Алматы

2025/05/19 11:44
Сколько школ открылось в Казахстане в 2024-2025 учебном году

Сколько школ открылось в Казахстане в 2024-2025 учебном году

2025/05/19 11:09
Партнеры Яндекс Такси смогут приобрести автомобили казахстанской сборки на специальных условиях

Партнеры Яндекс Такси смогут приобрести автомобили казахстанской сборки на специальных условиях

2025/05/19 10:53
В Казахстан прибыл самый мощный суперкомпьютер в Центральной Азии

В Казахстан прибыл самый мощный суперкомпьютер в Центральной Азии

2025/05/19 10:37
Выстрелил в знакомого: в Алматы произошла перестрелка

Выстрелил в знакомого: в Алматы произошла перестрелка

2025/05/19 10:19
На загородных дорогах Казахстана снизилось число ДТП

На загородных дорогах Казахстана снизилось число ДТП

2025/05/19 10:01
Токаев посетит Венгрию для участия в саммите Организации тюркских государств

Токаев посетит Венгрию для участия в саммите Организации тюркских государств

2025/05/19 09:15
Для ремонта ТЭЦ Кызылорды выделено более 2,5 млрд тенге

Для ремонта ТЭЦ Кызылорды выделено более 2,5 млрд тенге

2025/05/19 09:03
Роман Скляр ознакомился с инфраструктурой и производственной деятельностью пункта пропуска «Нур Жолы»

Роман Скляр ознакомился с инфраструктурой и производственной деятельностью пункта пропуска «Нур Жолы»

2025/05/18 22:11
  • 18+
  • Наши контакты
  • О портале
  • Политика конфиденциальности
25/05/19/12:57
Toppress.kz
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Сказано – сделано
  • Еще
    • Интересное
    • Рейтинги акимов
    • Культура
    • Общество
    • Военная журналистика
    • Авто
    • Репортаж
    • Экология
    • Мнение со стороны
No Result
View All Result
Toppress.kz
No Result
View All Result

Колея независимости 1520: как разъехались по составу парки пассажирских вагонов бывшего СССР

2021/02/26 18:06

На фоне долгоиграющего тендера КТЖ по выбору поставщика, как минимум, 469 пассажирских вагонов и 26 вагонов-электростанций в 2022-2029 годы на сумму в несколько сотен млн долларов между российским Трансмашхолдингом (ТМХ) и швейцарским Stadler, в соцсетях разыгрались нешуточные баталии по поводу будущего парка пассажирских вагонов страны, за которые в конечном счете заплатят пассажиры и бюджет. Напомним, закуп увязан с приобретением завода «Тулпар-Тальго», где раньше собирались испанские пассажирские вагоны, а теперь должна будет выпускаться вагонная продукция победителя конкурса. Как известно, КТЖ и «Трансмашхолдинг» пару лет назад уже заключали сделку о покупке вагоностроительного завода. Однако, позже она превратилась в договор о доверительном управлении, причем поставленные в прошлом году с Тверского вагоностроительного завода вагоны «Трансмашхолдинга» собирались на «Тулпаре» только на словах, поскольку у ТМХ нет сертификации СТ-КЗ для их выпуска. По факту, российская компания не готова к локализации сборки своих вагонокомплектов на территории Казахстана, а значит практически условия по передаче «Тулпар-Тальго» в управление не выполняются «Трансмашхолдингом».

Пример HTML-страницы

С учетом противоречивой ситуации DalaInform решил виртуально проехаться по железным дорогам соседей по постсоветскому пространству, чтобы посмотреть каких поставщиков пассажирских вагонов выбрали там, чтобы сравнить ситуацию с парком в нашей стране.

Трогаясь с родного перрона, прежде всего, напомним, что в Казахстане, по данным КТЖ, используется 2 240 пассажирских вагонов. Из них 670 вагонов испанского «Тальго», которые больше не будут закупаться, 291 стандартный вагон новой постройки, в основном производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) из группы «Трансмашхолдинг», и более ста вагонов Тянь-шаньского локомотиво-вагоностроительного завода КНР, которые были закуплены в 2000-х годах. Судя по публикациям в СМИ, в независимом Казахстане приобретались еще и украинские пассажирские вагоны производства Крюковского вагоностроительного завода. Половину подвижного костяка составляет старый остаток вагонов советского и немецкого производства — 1 163 вагонов. В последнее время было списано 85 старых пассажирских вагонов, до конца 2029 года планировалось пустить под откос 942 вагона, однако 285 из них продлят жизнь еще на 16 лет в ходе капитально-восстановительного ремонта. На этот год планируется дополнительно закупить 100 вагонов ТВЗ, и решается вопрос о том, какие пассажирские вагоны выбрать в следующие восемь лет — российские или швейцарские. Можно еще вспомнить про новые электрички, закупленные в 2014-2016 годах для обслуживания маршрутов из Нур-Султана в Караганду, Павлодар и Кокшетау у Демиховского машиностроительного завода «Трансмашхолдинга».

Среднеазиатский полустанок

Чиновники от мининфраструктуры обещают соединить через несколько лет Казахстан и Среднюю Азию высокоскоростным путем от Туркестана в солнечный Ташкент. Неизвестно, какие вагоны будут задействованы на этой ветке Шелкового пути, но в плане развития пассажирских железнодорожных перевозок Узбекистан прилагает активные усилия для обновления подвижного состава. И хотя часто демонстрируемые в СМИ поезда с трудовыми мигрантами, направляемые в Россию, больше напоминают о советском прошлом, в стране планируют обновить пассажирские составы на 300 единиц до 2025 года , пишет review.uz. За последние пять лет «Узбекистон темир йуллари» было приобретено 152 новых пассажирских вагона, а в ходе капитального ремонта и модернизации старых было обновлено 570 вагонов.

Однако, судя по информации на сайте «Узбекистон темир йуллари», в основном пассажиры используют вагоны, построенные до независимости, в первые два десятилетия приобретались лишь небольшие партии российских и немецких вагонов. Старые вагоны в основном обновлялись и ремонтировались на Ташкентском заводе по ремонту пассажирских вагонов, где было дополнительно запущено производство современных вагонов — с 2009 года там построили более 100 единиц подвижного состава для пассажиров, отвечающих современным требованиям комфорта и качества обслуживания. К слову, в прошлом году завод подписал контракты с казахстанскими и российскими компаниями на ремонт старых и поставку новых вагонов на 2,1 млн долларов. При этом, судя по альтернативным публикациям в СМИ, граждане продолжают жаловаться на использование устаревших вагонов 60-летней давности. Однако, по данным медиа, с 2009 года на развитие парка пассажирских вагонов Узбекистан вложил $82 млн, из которых $27 млн пошли на ремонт 203 вагонов и $55 млн на закупку 47 вагонов производства испанской компании Talgo.

Отдельной гордостью пассажирских перевозок в Узбекистане является высокоскоростная железная дорога протяжённостью 741 км, соединяющая крупнейшие города Узбекистана — Ташкент, Самарканд, Бухару, Карши, Навои, пишет Википедия. На ней курсируют четыре высокоскоростных электропоезда переменного тока под названием «Афросиаб», разработанного испанской компанией Talgo в местной модификации. Этот успешный опыт часто ставится в пример железнодорожникам Казахстана со стороны пользователей соцсетей.

При пересечении Ферганской долины можно отметить, что железнодорожная перевозка пассажиров не так сильно развита в Таджикистане из-за небольшой сети, которая частью разъединена из-за участков, связанных с Узбекистаном. Долгое время там использовались преимущественно старые советские вагоны и только в 2012-2013 годах была приобретено 100 украинских вагонов Крюковского вагоностроительного завода. В 2016 году «Таджикской железной дорогой» (ТЖД) в Эстонии закуплен новый пассажирский поезд. В 2020 году представительство республики в РФ заявило, что ТЖД собирается приобрести российские пассажирские вагоны у основного производителя — Тверского вагоностроительного завода «Трансмашхолдинга». Однако, судя по всему, у страны не хватает средств на это, как и у соседней Кыргызской Республики.

В Кыргызстане, где железнодорожная сеть тоже разрознена, пассажирские перевозки очень невелики и в основном завязаны на маршруты в Россию, есть небольшие пригородные направления. Они обслуживаются старыми советскими вагонами, большая часть которых была произведена еще в ГДР на заводе, которого уже нет. На них не хватает запчастей, несмотря на ремонты, средний возраст таких вагонов составляет 30 лет, констатируют кыргызские специалисты от отрасли.

Информация о парке пассажирских вагонов в Туркменистане скудна из-за закрытости страны. Однако, судя по фото на сайте Туркменских железных дорог, там до сих пор используются советские вагоны, часть которых ремонтируется в Узбекистане. Хотя в целом, подвижной состав для пассажиров был обновлен с помощью нескольких сотен китайских вагонов, собранных на Тянь-Шанском и Сыфанском вагоностроительных заводах.

Кавказский транзит в Европу

Если перемахнуть Каспий на пароме, перевозящем вагоны, то можно открыть для себя уже иной рынок пассажирского транспорта на железной дороге. Так, к примеру, в Азербайджане подвижной состав для пассажиров обновляют последние годы за счет приобретения вагонов Stadler, собранных в Швейцарии и Беларуси.

В 2014 году Азербайджанские железные дороги (Azerbaijan Demir Yollari) заказали у швейцарской компании 30 спальных вагонов с раздвижной колеей, которые были намечены для использования по маршруту Баку-Тбилиси с его продолжением до турецкого Карса после строительства железной дороги туда в 2017 году. В 2015 и 2018 годах Азербайджанские железные дороги купили у Stadler девять двухэтажных поездов модели KISS, которые сейчас находятся в ежедневной эксплуатации по стране, в основном на направлении Баку-Сумгаит. В 2020 году ADY и Stadler подписали контракт на поставку десяти поездов марки FLIRT. Таким образом, в стране практически отказываются от наследия старых советских вагонов, хотя в 2010-е годы велись обсуждения по их восстановлению на Днепропетровском заводе по ремонту и строительству пассажирских вагонов на Украине и закупу небольших вагонных партий у российского «Трансмашхолдинга».

Если говорить об Армении, то там железнодорожная сеть управляется компанией «Южно-Кавказская железная дорога», входящей в группу Российских железных дорог (РЖД). За весь период ее управления в страну были закуплены 27 пассажирских вагонов у российской компании «Трансмашхолдинг» для рейсов в Тбилиси и электропоезда ЭП2Д производства Демиховского машиностроительного завода, контролируемого холдингом ТМХ, которые сейчас обслуживают маршрут Ереван-Гюмри. В стране также используются старые советские вагоны, восстановленные с модернизацией на Воронежском вагоноремонтном заводе и отремонтированные в Ереванском вагонно-локомотивном депо.

В Грузии Stadler так агрессивно продвигается на рынке, продав четыре двухэтажных пассажирских состава для маршрута Тбилиси-Батуми, что выразил в 2018 году желание построить в стране сборочные мощности по приглашению местного правительства. Хотя ранее на вагоностроительной площадке в Грузии были собраны китайские электропоезда корпорации CRRC, которые с начала 2010-х годов обслуживают несколько железнодорожных направлений.

Впрочем, после распада СССР сегмент перевозок пассажиров по железной дороге сильно сократился, и на сегодняшний день в Грузии осталось девять пар пассажирских поездов во всех видах сообщения, пишет сайт «Бизнес цензор». По его информации, кардинально решить вопрос обновления пассажирских вагонов в стране не удалось, однако, судя по блогам, там сохранили раритетные туристические вагоны еще чехословацкого производства, которым более 60 лет.

Белорусский прорыв

Из Грузии в Украину вагоны отправляются на паромах через Черное море. Несмотря на большую территорию и разветвленную сеть железных дорог с советского времени украинский парк пассажирских вагонов больше ремонтировался, нежели обновлялся, он на 90% изношен и в ближайшее годы наполовину подлежит полной замене. Причем, до недавнего времени количество списываемых пассажирских вагонов превышало объемы закупаемых. Сейчас на ходу в стране примерно 2,7 тыс. вагонов, причем за 25 лет независимости было закуплено новых более 600 единиц, однако средний возраст остался на уровне 32 лет при нормативе в 28 лет.

Конечно, за время незалежности небольшие партии вагонов «Українська залізниця» приобретались в основном у Крюковского вагостроительного завода (КВСЗ), который является практически монополистом по производству подвижного состава для перевозки пассажиров, подобно Тверскому вагоностроительному заводу (ТВЗ) в России. Однако, очень часто заказы Украинской железной дороги срывались по непонятным причинам и из-за претензий к качеству вагонов КВСЗ.

В начале 2010-х на Украине пытались локализовать сборку польских электропоездов, но от таких планов компания из Польши в итоге отказалась. Кроме того, к Евро-2012 было закуплено десять скоростных электропоездов Hyundai, которые, однако, не выдержали украинской зимы, местного техобслуживания и постоянных поломок, на которые жаловались украинцы. Любопытно, что к европейскому чемпионату были также приобретены два чешских двухэтажных электропоезда Skoda, но через пару лет сломались и они, после чего их поставили на простой и ремонт, чтобы вновь на некоторое время встать на рельсы.

Очевидно, осознав риск окончательно потерять пассажирские перевозки по железной дороге, прошлой осенью в стране было объявлено, что подвижной состав поездов полностью обновится, на что будут выделены бюджетные деньги. Свой заинтересованность в участии в этом процессе заявили КВСЗ и китайские производители. Кроме обычных пассажирских вагонов, в стране было объявлено об интересе к высокоскоростным поездам, где партнерами могут выступить китайская CRRC, турецкие инвесторы, да и та же Hyundai готова поставить 39 поездов для будущих высокоскоростных магистралей на сумму 1,3 млрд долларов.

К слову, большой интерес к украинскому рынку выразила и швейцарская Stadler, чье руководство встретилось в конце января с президентом Украины Владимиром Зеленским. На ней компания озвучила идею создания совместных производств в стране для выпуска подвижного состава. До этого в июле прошлого года руководство «Укрзализныця» провело переговоры со Stadler Rail о возможности использования ее электро- и дизель поездов в Украине.

В этом году «Українська залізниця» планирует закупить у КВСЗ 85 новых пассажирских вагонов и модернизировать 50 пригородных вагонов. До этого сообщалось, что на мощностях в Киеве может начаться производство собственных электричек и ремонт в этом году 11 электропоездов.

В соседней Молдове из-за нехватки средств и падающего потока пассажиров на железной дороге подвижной состав для людей практически не обновился, а остался частью советским – так, к примеру, основу пассажирского парка Молдовы до сих пор составляют полтора десятка венгерских дизель-поездов Д1, произведенные в начале 1980-х годов. Пять из них были модернизированы в Румынии, где их оборудовали мягкими креслами, телевизорами, кондиционерами и биотуалетами, однако из-за низкого качества модернизации они часто ломаются, в результате на ходу остались только двое из них.

Между тем, судя по всему, лидером обновления парка пассажирских вагонов в европейской части постсоветского пространства остается Беларусь, которая, несмотря на ограниченность средств умудрилась во многом реализовать его за счет развития вагонной сборки в сотрудничестве со швейцарской Stadler в Минске. Интересно, что в стране сохранились мощности по выпуску вагонов Минский вагоноремонтный завод и Гомельский вагоностроительный завод, которые могут выпускать до пяти тыс. единиц ежегодно. К примеру, в 2020 году на одном из этих производств прошли капитально-восстановительный ремонт пассажирские вагоны КТЖ.

В стране есть более 1,3 тыс. пассажирских вагонов, которые большей частью обновлены, используются электропоезда и дизель-поезда для местных маршрутов. Для развития международных перевозок ранее до 2020 года намечалось приобрести более 80 вагонов и закуп комфортных шести шестивагонных современных дизель-поездов, шести пятивагонных и четырех четырехвагонных электропоездов, говорится в информационной выкладке Евразийской экономической комиссии. В 2021-2025 годы в Беларуси планируется закупить еще десять электропоездов для межрегиональных линий пятивагонной составности местной сборки «Штадлер Минск».

Таким образом, несмотря на остаток советских вагонов, модернизированных и отремонтированных, в целом страна в своем пассажирском парке переходит на комфортные и качественные поезда и вагоны Stadler. Использование десяти электропоездов этой швейцарской компании началось в Беларуси на региональных линиях в 2011-2012 годы, после чего был заключен контракт на поставку еще шести электропоездов Stadler FLIRT на местных направлениях, в основном для маршрутов Минск-Брест и Минск-Гомель. Сборка поездов Stadler началась в Беларуси в 2014 году, часть продукции завода «Штадлер Минск» экспортируется за рубеж – в Азербайджан, Норвегию, Швейцарию, Венгрию, Словению и Боливию.

В то же время Белорусская железная дорога остается значимым клиентом для Тверского вагоностроительного завода «Трансмашхолдинга», поскольку регулярно закупает десятки новых купейных и плацкартных вагонов у российского производителя, который стабильно закреплен на рынке заказов по обновлению подвижного состава для пассажиров в этой стране.

Вотчина «Трансмашхолдинга» 

Возвращаясь на восток, можно отметить, что наиболее важным рынком пассажирских вагонов на постсоветском пространстве остается Россия, где их парк у главного игрока «Федеральной пассажирской компании» (ФПК) составляет более 16 тыс. единиц. Ежегодно компания закупает несколько сотен вагонов для обновления подвижного состава. С 2020 до 2025 года планируется обновить его на 4,2 тысячи вагонов, в основном купейных. По договору от 2019 года более 3,7 тыс. из них закупят у Тверского вагоностроительного завода «Трансмашхолдинга» для замены 20% парка ФПК. Параллельно с 2020 по 2022 год планируется списать более 4,4 тыс. вагонов и две тыс. вагонов модернизировать, то есть практически обновление коснется 30% всего парка, а по сравнению с 2017 годом он обновился наполовину, причем за этот период количество двухэтажных вагонов в парке компании возросло до полутысячи единиц.

Большинство вагонов ФПК оснащены биотуалетами и кондиционерами, устройствами для зарядки смартфонов, системами видеонаблюдения, электронными табло, наиболее новые из них имеют Wi-Fi. В целом их средний возраст равен 17 лет, изношенность парка в целом превышала 50% к началу 2020 года. Однако, судя по динамике обновления парка, старых вагонов у ФПК к 2025 году останется не более 10% от общего числа.

Причем, у ФПК обновление идет не только через закуп новых вагонов, но и целых составов, к примеру «Стрижей» производства «Тальго», используемых на международных и межгородских маршрутах, электропоездов «Иволга» производства Демиховского машиностроительного завода «Трансмашхолдинга». Кроме того, в стране для наиболее крупных городов используются высокоскоростные поезда «Сапсаны», произведенные в Германии компанией Siemens. С этой же компанией для российского рынка на базе совместного предприятия с Группой Синара производятся электропоезда «Ласточка» и вагоны для РЖД. Швейцарская Stadler представлена на российском рынке двухэтажными электропоездами семейства Stadler KISS, закупленными к чемпионату мира 2018 года компанией «Аэроэкспресс», которая обслуживает маршруты из центра Москвы до ее аэропортов.

Возвращаясь в казахстанские реалии после анализа постсоветского рынка пассажирских вагонов, в голову приходит мысль, что единственно крупный заказ у Тверского вагоностроительного завода на территории бывшего СССР исчерпается в России через четыре года, а значит в плане загрузки мощностей по выпуску пассажирских вагонов «Трансмашхолдинг» будет критически зависеть от контракта с КТЖ до конца 2029 года, поэтому победа в проводимом нынче тендере очень важна для российской машиностроительной корпорации.

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Лайк

Казахстанский мультимедийный портал-агрегатор новостей. Агентство представлено на ключевых контентных платформах: интернет и социальные сети. Мы представляем главные новости Казахстана, СНГ и мира. Информационный портал TopPress.kz - это финансовые, экономические, политические новости Казахстана, аналитика, рейтинги, выводы и прогнозы, курсы валют и рынки ценных бумаг, драгоценных металлов, сырьевых и несырьевых ресурсов, новости банков, бирж, компаний.

Сайт создан компанией «Digital idea»

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

No Result
View All Result
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Общество
  • Интересное
  • Авто
  • Спорт
  • Медицина
  • Спасатели
  • Репортаж
  • Коронавирус
  • Личность
  • Военная журналистика
  • Криминальные новости
  • Экология
  • Культура
  • ЧП
  • Архив

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

Total
6
Share