Цифровые технологии стремительно развиваются во всем мире. Будущее, в котором руководитель компании имеет досье на каждого своего сотрудника, наступило. Теперь, проходя собеседование или заключая договор об оказании услуг, будьте готовы к тому, что у вашего собеседника будут собраны все данные о вашей благонадежности: архивные записи из социальных сетей, данные из государственных реестров, досок объявлений и других источников.
О проекте, который используется крупными казахстанскими компаниями для борьбы с мошенничеством, экономическими правонарушениями в интервью корреспонденту Toppress.kz рассказала генеральный директор компании “СБ24” Жанар Камзина.
С 2014 года компания реализует проекты в сфере FinTech, а если быть точнее – в сфере корпоративной безопасности. Не так давно на рынок вышел новый продукт – Система учета «Картотека», который помогает компаниям вести внешний и внутренний мониторинг деятельности компании, а также систематизировать работу служб безопасности.
Работа системы заключается в том, чтобы обезопасить руководителей компании от репутационных рисков и мошенничества.
Как работает система? Клиент создает в системе досье на контрагента, к примеру, вносит его БИН, и система автоматически находит информацию из государственных источников. К примеру, налоговые отчисления, наличие НДС, наличие в реестрах банкротов, лжепредприятий, в списке налогоплательщиков на стадии ликвидации, в реестрах недобросовестных поставщиков, упоминания в судебных разбирательствах.
“Сейчас специалистам служб безопасности и компаниям с большим количеством сотрудников сложно системно контролировать всех контрагентов. Данные о поставщиках, клиентах, партнерах и соискателях хранятся в большом количестве файлов в отделах HR, кадрового менеджмента, бухгалтерии, закупок и т.д. Служба безопасности может долго собирать информацию и отправлять запросы в другие департаменты, в то время как расследование должно проводиться быстро. Проверка каждого контрагента в гос. реестрах, соцсетях и справочниках занимает много времени, а бумажная волокита усложняет доступ к нужным данным. В качестве решения мы разработали уникальную систему Картотека. С этой системой специалисты СБ владеют информацией из разных отделов и могут оперативно предотвращать финансовые потери компании”, – говорит Жанар.
“Картотека” — это, по сути, полная автоматизация таких процессов, как:
- сбор информации в процессе найма работников в компанию
- хранение и учет новых досье
- аналитика в служебных расследованиях.
Картотека помогает специалистам по безопасности собирать данные в удобной и безопасной программе. Сведения из гос. реестров, соцсетей, поисковых систем, досок объявлений и телефонных справочников загружаются автоматически, ведется досье на сотрудников и контрагентов, проверяется благонадежность. Это ускоряет коммуникацию между HR, СБ и отделом кадров.
“Продукт реализован в соответствии с требованиями закона о персональных данных. Наша система надежно защищена от утечки и искажения данных”, – уверяет Жанар Камзина.
Стоит отметить, что вопрос о защите данных в системе актуален, так как только за три месяца 2021 года в Казахстане зафиксировали почти 7 тысяч фактов интернет-мошенничества с использованием цифровых данных.
Как утверждают в компании, система “Картотека” полностью защищена и помогает отследить факты мошенничества внутри компании, среди сотрудников, что очень актуально в крупных компаниях. Руководство, благодаря установке сервиса, в один клик может предупредить схемы мошенничества и тем самым предотвратить потери.
“Касательно защиты от утечки данных, наш продукт является коробочным решением, которое устанавливается на стороне заказчика. В классике коробочное решение надёжнее облачного, так как данные хранятся на сервере компании, заказчик сам осуществляет контроль и берёт ответственность за безопасность данных.” – отмечает руководитель компании.
К тому же, репутационные риски также влияют на финансовое состояние компаний. К примеру, если закупщик компании заключил договор с неблагонадежным поставщиком, что гипотетически в будущем ударит по репутации компании. А плохая репутация в дальнейшем приведет к потере клиентов и, соответственно, денег.
Проект «Картотека» создан в основном чтобы решать проблемы бизнеса, но продвигая продукт на рынок, специалисты СБ24 на практике увидели, что система актуальна и для квазигосударственного сектора.
“В квазигосударственном секторе нет инструмента по кадровой безопасности, у них есть система учета кадров, где забивается в карточку сотрудника базовая информация и она никак не обрабатывается. Мы предлагаем инструмент, в котором можно вести учет, хранение и сбор данных в целях кадровой безопасности. Допустим, мы помогаем избежать коррупционные схемы найма по родственным связям, особенно это актуально, если это руководящий состав и материально ответственные лица. К примеру, сидя в центральном аппарате в столице, человек может в регионе взять на работу своего родственника и пролоббировать свои интересы в закупках. Наши источники помогают выстроить схему связи и предотвратить такие нарушения”, – объясняет Жанар.
Как отмечает Жанар, компания предлагает именно техническое решение проблемы. Программное обеспечение устанавливается на стороне заказчика, что не исключает действие человеческого фактора, однако тенденция внедрения автоматизированных систем мониторинга является большим показателем развития бизнеса и IT в Казахстане.
“Развитию рынка финансовых технологий уделяется пристальное внимание. Важную роль в этом направлении играет Международный финансовый центр «Астана». МФЦА имеет хорошие возможности для привлечения технологических компаний, поиска инвестиций и новых клиентов, поэтому, в будущем, не исключаем возможности плодотворного сотрудничества и на этой площадке”, – заключила она.