26 января Глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства РК поручил в 2021 году сделать упор на поддержку малого и среднего бизнеса, а также поручил совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в течение месяца разработать комплекс необходимых мер. Во исполнение поручения Главы государства был принят дополнительный пакет мер по стимулированию деловой активности, который включает 23 меры по 4 направлениям: снижение нагрузки на бизнес, расширение доступа к финансированию, ранкам спроса и качественным человеческим ресурсам. О том, насколько эффективны данные инструменты поддержки МСБ и как сработали прошлогодние меры, в интервью корреспонденту Toppress.kz рассказала вице-ректор по стратегическому развитию, исследовательской работе и международному партнерству Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Айгуль Кошербаева.
– Что Вы можете сказать о дополнительных мерах поддержки МСБ, принятых в марте 2021 года на заседании госкомиссии? Эффективны ли они? И как себя показали подобные меры спустя время, принятые ещё в 2020 году?
Данный вопрос по развитию МСБ был обозначен на протяжении нескольких лет. В нем говорится о том, что нужно увеличивать рост малого и среднего бизнеса. И в прошлогоднем послании народу Казахстана от Главы государства было сказано, что главным результатом развития МСБ должно стать увеличение к 2025 году его доли в ВВП до 35 процентов, а число занятых малым и средним бизнесом должно достигнуть 4 миллионов человек. Если оперировать вышеуказанными индикаторами, то можно будет сказать, что по состоянию на май текущего года мы имеем порядка 1,4 миллиона действующих субъектов МСБ в Казахстане. В принципе, с каждым разом все больше увеличивается число зарегистрированных субъектов МСБ. То есть, согласно цифрам которые указываются на 1 июня 2021 года зарегистрированных субъектов МСБ составляет около 1 млн 634 тыс, из них действующих всего 1 млн 373 тысячи.
Руководствуясь международным опытом, хочу сказать, что поддержка МСБ во многих странах поставлена на широкую ногу, но при этом имеет свои «за» и «против». Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 31 процента. В 4 квартале 2020 года количество занятых МСБ в Казахстане составил 3,4 миллиона человек. Я полагаю, что к 2025 году что достигнем поставленной цели. Хочу упомянуть НПП Атамекен, так как данный орган в силу своих полномочий обеспечивает мониторинг и продвижение интересов бизнеса. За последние несколько лет в этом преуспел.
Оценить в расчетном варианте насколько меры поддержки МСБ были эффективны очень сложно. Согласно отчетам Даму, в конце декабря прошлого года порядка 4 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса в пострадавших секторах экономики получили субсидирование процентных ставок до 6 процентов по кредитам на общую сумму около 750 млрд тенге.
– Всего в пакет входят 24 меры по 4 направлениям. Свидетельствует ли это о комплексном подходе Правительства в вопросах поддержки деловой активности в стране?
Комплексный подход по поддержке деловой активности подразумевает собой создание экосистемы поддержки МСБ. Данная система представляет собой комплексную экосистему. Если обращаться к международному опыту, то я могу сказать что комплексный подход подразумевает собой создание структуры для участия МСБ в программах поддержки, что позволяет увеличить их эффективность, упростить процессы подачи заявок и своевременно получать помощь. Страны, которые успешно провели такие мероприятия обычно создают единое окно для взаимодействия с малым и средним бизнесом. У нас же сейчас оператором, который претендует на подобную роль является фонд Даму. Он имеет свой вебсайт с информацией для МСБ о доступных мерах поддержки, свой колл–центр, что позволяет получать обратную связь.
Стоит отметить, что второй пакет из 24 мер был принят на основании опроса предпринимателей, который проводил НПП Атамекен.
При этом, государственные органы должны сосредоточиться на трех основных вопросах, которые имеют большой эффект для развития МСБ в долгосрочной перспективе. Это обеспечение доступа к местному рынку, поддержка по выходу на экспортные рынки и повышение производительности труда. Здесь речь идет о том, что нужно смягчать административные процедуры и требования, которые ограничивают участие МСБ в госзакупках на сегодня. Во–вторых, пандемия нарушила цепочки поставок международной торговли, а МСБ не имеет ресурсов для их самостоятельного восстановления. Поэтому, крайне важно определить интернационализацию малых и средних предприятий.
– Как вы считаете, насколько продление субсидирования процентных ставок по кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики повлияет на субъекты бизнеса?
Любое субсидирование есть возмещение разницы между установленной государством льготной ставкой и рыночным процентом кредита. Как правило, эта разница предоставляется за счет государственного бюджета каким–либо частным финансовым учреждениям.
Субсидирование предполагает собой ход навстречу, когда предоставляется возможность возмещения разницы между ставками. Предприниматель должен понимать, на что он потратит эту дельту. Либо на то, чтобы закрыть какие–то образовавшиеся задолженности, либо он использовать ее на нужды для развития. Но чаще всего конечно используется на покрытие долгов.
Мне кажется, что эффект от этого еще не оценен, так как для это нужно время. Потому что срок предоставления льгот закончился относительно недавно (1 июля). Оценить эффект прямо сейчас невозможно. Для этого нужно как минимум полгода.
Автор: Алия Адамбаева