Мангистауская область остается самым неспокойным и нестабильным регионом страны в плане социальной напряженности. На протяжении нескольких последних лет мы наблюдаем постоянные забастовки сотрудников нефтяных компаний, которые выходят на митинги с различными требованиями. О том, почему в регионе десятилетиями происходят забастовки, читайте в материале Toppress.kz.
Исходя из постоянных аналитических исследований, можно увидеть, что наряду с городами республиканского значения, Мангистауская область также отличается приростом миграции. При этом миграция в регион осуществляется не только внутри страны, большая часть кандасов прибывших из других стран, также предпочитают другим областям Казахстана – Мангистаускую область.
При этом, объем добычи нефти в регионе в последние три года значительно снижается, при высоком приросте населения, рабочих мест у местных компаний попросту не хватает. Низкий уровень жизни также связан и с климатом в регионе – почва в регионе засолена, поэтому сельское хозяйство возможно вести лишь традиционное, но и к этому местные жители особо не стремятся. Из-за чего регион за последние годы стал своеобразной площадкой для рекрутинга протестантов. Очевидно, что таким образом руководство некоторых компаний добиваются своих целей, а население, принимающее участие в процессе – получает определенные бенефиты. Такой формат, напоминает известные всем сценарии в ряде регионов Центральной Азии, где протесты стали своеобразным бизнесом и источником дохода для части населения.
Обращаясь к истории, стоит вспомнить ряд митингов и забастовок, которые проходили в Мангистауской области под предлогом социальных проблем, но на наш взгляд, имели совсем другой характер.
В 2009 году ряд работников мангистауского ТОО «Бургылау» отказались выйти на работу и собрали несанкционированный митинг под лозунгами о национализации предприятия.
В 2011 году началась забастовка жанаозенцев, которые требовали увольнения ПФ «Озенмунайгаз».
В 2014 году работники рабочих ТОО «Юго-восточная сервисная группа» (ЮВСГ) объявили о начале забастовки с рядом требований.
В 2016 и 2019 годах на площадь Жанаозена вышли люди с антикитайскими требованиями.
9 февраля 2022 года часть работников ТОО «Бургылау» объявили забастовку и отказались выйти на работу, что привело к нарушению производственной деятельности компании. Суд г. Жанаозен после рассмотрения данного факта 17 февраля признал забастовку незаконной.
Наконец, последняя забастовка нефтяников, приехавших в столицу в апреле текущего года. Отличительной чертой забастовки является тот факт, что данная акция направлена на откровенный шантаж и вымогательство для себя неких преференций и особых условий, более лучших, чем для других работников, и, кроме того, эти условия выполнимы исключительно за счёт ухудшения социальных условий других рабочих, которые также кормят свои семьи и, в отличие от протестующих, добросовестно трудятся и не занимаются трудовым саботажем. Однако некоторые пользователи социальных сетей называют протестующих нефтяников «героями», хотя не понимают того факта, что эти люди незаслуженно хотят для себя гораздо более лучших условий, чем такие же работяги как они, несмотря на отсутствие профильного образования и профессиональных навыков, необходимых для этого.
Анализируя хронологию забастовок и митингов, напрашивается вывод о том, что суть их была вовсе не в отстаивании прав простых работников, а скорее в шантаже, вымогательстве и выбивании для себя привилегий определенными лицами. Так ли это? Судите сами.