По данным ЮНИСЕФ, в Казахстане 44% детей стали жертвами буллинга, 63% стали свидетелями насилия и дискриминации и 24% – совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Статистика показывает, что буллинг среди детей и подростков, особенно в образовательных заведениях, является актуальной проблемой. За ней следует и проблема суицида среди детей. О том, как бороться с буллингом, предотвращать суицид, что для этого предпринимает Казахстан, и как устроена школьная система психологической помощи рассказала магистр психологии, руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева, в интервью Toppress.kz.
Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Он влияет, как на самого ребенка, так и на взрослых вокруг. Не редкость, что у детей впоследствии возникают суицидальные мысли, которые могут перерасти в действия. Суицид является первой и лидирующей причиной смертности от неестественных причин среди подростков и молодежи. Зачастую в школах на большое количество учащихся приходится один психолог, что снижает качество помощи детям.
«Институт психологии в школе на сегодняшний день выглядит следующим образом: в каждой школе, в штате есть специалист – педагог-психолог, для этого они учатся в ВУЗе и получают диплом с данной специальностью. Специалист работает с широким спектром задач, начиная от трудностей детей в обучении и заканчивая вопросом суицида, буллинга – очень сложными проблемами. И нет никакой специализации, то есть это такой «многостаночник», который должен уметь всё. Кроме того, нынешние школы достаточно масштабные: две, три тысячи детей. И на это количество, как правило, бывает один или максимум два специалиста. Это, конечно, очень мало: специалист не способен качественно охватить столько детей и столько задач», – рассказывает эксперт.
В связи с этим была вынесена на обсуждение инициатива Bala Qorgau, вследствие которой данная проблема будет постепенно решаться.
«Сейчас обсуждается государственный план Bala Qorgau на 2023-2025 годы, который будет реализовывать Комитет по охране прав детей. Целью является создание системы безопасности для детей, предоставление им своевременной квалифицированной помощи. План был на портале открытых НПА на обсуждении, сейчас идет доработка. Было включено расширение штата школьных психологов, чтобы соблюдался норматив 1 специалист на 500 человек. Мы также дали комментарии, пожелания, чтобы были специализации. К примеру, у врачей есть специализации, один врач не может быть и кардиологом, и стоматологом, точно также необходимо чтобы делились и школьные психологи. 1 работает с начальной школой, 1- со средним звеном, 1 – со старшим, 1 с педколлективом, 1 – с родителями. Кто-то специализируется на конфликтах, кто-то – на девиантном поведении, кто-то – на суициде, на буллинге», – поясняет эксперт.
Буллинг является довольно распространенной проблемой в казахстанских школах и обществе в целом. Статистика подчеркивают необходимость предпринимать действия для защиты детей и молодежи от негативных последствий буллинга. При этом, спикер отмечает, что положительная динамика в этом вопросе есть.
«Казахстан в 2014 году занимал 3 место по детскому суициду, в 2019 году 12 место. Динамика есть, но все равно цифры остаются ещё достаточно высокими. Государство, в том числе, в плане Bala Qorgau, предпринимает ряд мер по борьбе с суицидом. В частности, планируется проводить исследования, обучение персонала школ в умении распознавать тревожные признаки и сопровождать детей к профильным специалистам. Также планируется обучение психиатров психотерапии, чтобы они могли производить не только медикаментозную коррекцию, но и терапевтическую. Мы сотрудничаем с Комитетом по охране прав детей, даем им рекомендации к документам, которые они разрабатывают либо же присылаем ссылки на разработанные методические материалы, информационные продукты, образовательные продукты для педагогов, для родителей, просим распространить то, что мы разрабатываем. И вот в таком плане информационное сотрудничество у нас выстроено», – делится своим мнением Светлана Богатырева.
Недостаток антибуллинговых программ и стратегий в образовательных учреждениях также является одной из причин распространения буллинга. Психолог, являясь и руководителем фонда Just Support, рассказала про его вклад в решение данной проблемы.
«В нашей некоммерческой организации, в фонде Just Support есть ресурсный центр при КазНУ имени Аль Фараби. Туда приходят семьи получать помощь. Какое-то количество людей мы можем охватить бесплатно, какое-то – на коммерческой основе, у нас гибридная модель социального предпринимательства. Мы консультируем детей, которые перенесли попытку или имеют суицидальные мысли. В целом, обращаются с разными проблемами, иногда не сразу заходят с вопросами суицида, иногда сразу, бывает по-разному. У нас есть консультации для подростков и их родителей, на базе центра проходят родительские группы, если родитель чувствует, что он хотел бы разобраться в своих отношениях с ребенком: как ему себя вести, как лучше решать конфликты или непонимание, которое возникло», – отмечает руководитель фонда.
Буллинг может иметь разные причины. Одной из главных причин буллинга является недостаток осведомленности об его последствиях и неприемлемости такого поведения. Некоторые дети и подростки могут не осознавать, что их действия причиняют боль и страдания другим. Недостаточное развитие эмоциональной грамотности у детей и подростков может способствовать возникновению конфликтов и насилия. Невозможность эффективно управлять своими эмоциями и понимать эмоциональные потребности других людей может приводить к проявлению агрессии и издевательств. К тому же, на количество суицида повлияла и пандемия Covid-19. Многие семьи столкнулись с кризисом и непониманием между родителями и детьми.
«Возросло количество людей с жалобами, особенно после пандемии. Дети нырнули в виртуальную реальность и потом не все смогли из неё выбраться. К тому же, много запросов по непониманию между детьми и родителями и также проблемы в школе. И если мы говорим о причинах суицида, о том, что толкает детей, наверное основная причина – это плохое ментальное здоровье самого ребенка, и его неспособность справиться с той или иной проблемой», – высказывается Светлана.
Суицид среди подростков и детей представляет серьезную опасность. Этот проблематичный феномен свидетельствует о нарушениях психического здоровья, социальных проблемах и отсутствии поддержки в различных сферах жизни молодежи. Дети и подростки, страдающие от депрессии, тревожных расстройств, общественной изоляции или насилия, являются особенно уязвимыми и нуждаются в специализированной помощи и поддержке.
Психолог рассказывает и о том, что может запустить суицидальные мысли, триггеры и пусковые крючки. Имеется две равновесные сферы, это проблемы с семьей и проблемы буллинга в школе. Если ребенок решается на суицид, то явно там присутсвует или одно или другое, или же оба фактора сразу. Необходимо разбираться, что было первичным, как укрепить ребенка, как помочь ему с этим справиться и выйти из этого состояния.
«Стоит упомянуть проект «Антибуллинг». Это сообщество, куда обращаются родители детей, кто испытал на себе травлю. Кто хочет понять, как найти выход из этой ситуации, как правильно действовать в правовом поле, чтобы защитить права своего ребенка на безопасную образовательную среду. Наши консультанты разбираются с кейсами, к нам обращаются со всего Казахстана. Это онлайн механизм, мы собираемся в зуме с консультантами и пытаемся найти выход, дать рекомендации именно в каждой конкретной ситуации, Потому что ситуации очень, очень разные и есть нюансы, в каждой из них. Они связаны с возрастом ребенка, школой. Надо понять, что именно происходит, какой это буллинг – он исходит от ровесников или от старших детей , или от учителя. Все нюансы мы разбираем и пытаемся подобрать оптимальный вариант действий, после сопровождаем, по возможности, семью в их дальнейших шагах», – делится психолог.
Для борьбы с буллингом был создан образовательный курс на бесплатной основе. Он рассказывает, как поступать, если ваш ребенок столкнулся с травлей или же как поступать и самому ребенку.
«Касаемо работы с буллингом, у нас разработан целый бесплатный образовательный курс, он рассматривает именно специфику разных ситуаций, рассматривает вклад каждого. Что могут сделать родители, что могут сделать учителя, что могут сделать сами дети, школьные психологи, администрация школ и так далее. В одном абзаце это не расскажешь. Это такой целый предмет, большого долгого разговора, как бороться с буллингом, какие стратегии применять, чтобы искоренить его, чтобы суицида по его причине больше не было. Любой человек может зайти на курс и погрузиться в эту тему. Всем полезно это знать, потому что никто не застрахован, это может случиться абсолютно в любом образовательном учреждении, будь то школа или колледж, или институт, или даже садик. Чтобы избежать буллинга, важно понимать динамику, причины и механизмы этого явления», – заключает психолог.