В Министерстве торговли и интеграции РК прошли вторые публичные слушания в рамках созданной рабочей группы по рассмотрению петиции «Вернуть время обратно назад», на которых эксперты дали ответы на вопросы автора петиции, поднятым на первом заседании, передает Toppress.kz.
Стоит напомнить, что 1 марта текущего года Казахстан перешел на единый часовой пояс, а спустя три месяца, на официальном портале E-Petition.kz, была опубликована петиция за отмену перевода времени в Казахстане «Вернуть время обратно назад». Петиция набрала 50 000 подписей, что в свою очередь соответствует требованиям статьи 90-4 Административного процедурно-процессуального кодекса и позволяет передать петицию в Министерство торговли и интеграции. Профильным ведомством, для рассмотрения петиции, была создана рабочая группа, включающая представителей заинтересованных сторон, государственных органов, общественных объединений и уже 21 июня текущего года, состоялось ее первое заседание на котором, были заслушаны мнения представителей автора петиции. В частности, ими были названы две основные причины, это нарушение циркадных ритмов и то, что лишний час времени вечером приводит к затратам физических и юридических лиц.
Во втором обсуждении приняли участие депутаты Парламента, инициатор петиции, представители общественных объединений и экспертного сообщества, министерств энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, чрезвычайных ситуаций, труда и социальной защиты, торговли и интеграции и других государственных органов. Модератором заседания был депутат Мажилиса Парламента Еркін Әбіл.
Отвечая на вопрос и говоря об оценке влияния на здоровье при переходе на часовой пояс UTC+5, представитель научно-технического парка КазНМУим. С.Ж. Асфендиярова отметил, что исследования не обнаружили негативных последствий от использования оптимального времени – напротив, они подтверждают его положительное влияние на здоровье и самочувствие населения:
«Наш метаанализ подтверждает, что применение правильного времени не вредит здоровью, что обосновывает выбор данного временного стандарта. Адаптация к новому времени требует времени и индивидуального подхода, но происходит быстрее, если время соответствует астрономическим и географическим законам», – отметил руководитель научно-технического парка КазНМУ им. С.Ж. Асфендиярова Ильдар Фахрадиев.
Продолжая тему, представитель Министерства здравоохранения, директор департамента науки и человеческих ресурсов Алмагуль Кауышеваподчеркнула, что времени для выводов прошло еще очень мало. Тем не менее, по данным на июнь этого года количество посещений людей организаций первичной медико-санитарной помощи снизилось. Кроме этого, за 6 месяцев текущего года отмечается снижение показателей заболеваемости болезней системы кровообращения, психических и поведенческих расстройств.
Свои исследования провели и сотрудники Министерства энергетики, о чем рассказал директор департамента ведомства Асылжан Мусин.
«С переводом часов объем потребления электроэнергии в Казахстане изменился незначительно не более 1-1,5%. При этом необходимо учитывать, что в конце марта – начале апреля было понижение температуры наружного воздуха в ряде регионов при завершенном отопительном сезоне, что также повлияло на объемы потребления.
Кроме того, сравнение аналогичных периодов 2023 и 2024 годов является некорректным, поскольку в электроэнергетике ежегодно наблюдается рост потребления порядка 3%. Это связано с увеличением численности населения, количеством юридических лиц. Например, в 2021 году рост по сравнению с 2022 годом составил 6%. Что касается пиковых нагрузок, то они сместились на час: увеличение в вечернее время компенсируется уменьшением потребления в утреннее время», –рассказал Асылжан Мусин.
Добавим, что в ходе заседания были представлены аргументы экспертов в области медицины, хронобиологии, а также заинтересованных государственных органов, после чего состоялся обмен вопросами и ответами.
Все озвученные и представленные на обсуждение данные экспертов будут переданы стороне автора петиции, обсуждение которой продолжится на следующем заседании рабочей группы.