Изношенность ирригационных систем в Казахстане становится одной из ключевых проблем для аграрного сектора. Касым-Жомарт Токаев в сентябрьском Послании обратил внимание на критическое состояние водохозяйственной инфраструктуры страны, отметив, что дефицит воды – это серьезный вызов для сельского хозяйства, особенно в южных регионах Казахстана, передает Toppress.kz.
Эколог, член Общественной палаты при мажилисе Айжан Скакова знает о проблеме не понаслышке. Эксперт рассказала, что сейчас измерение воды проводится устаревшими методами и не все приборы для этого сертифицированы. Из-за этого достоверность учета воды страдает, а цена за услуги может быть завышена. Такие проблемы могут привести к серьезным коррупционным нарушениям.
«Президент прав в том, что модернизация ирригационных систем — это неотложная задача. Эксперты ЕАБР отмечают, что из-за высокой нагрузки на водные ресурсы и дефицита поливной воды Центральная Азия практически исчерпала свой потенциал развития орошаемого земледелия. В использовании воды на ирригацию лидируют Узбекистан (54,2%) и Туркменистан (16,1%), которые специализируются на выращивании хлопка. Затем идут Казахстан (15,3%), Таджикистан (7,4%) и Кыргызстан (7,1%). Общая площадь орошаемых земель в Казахстане составляет 2243,4 тыс. га, однако лишь 1557,6 тыс. га из них используются. Это означает, что 30,6% находятся в неудовлетворительном состоянии», — объяснила Скакова.
Одна из амбициозных целей министерства сельского хозяйства – увеличить количество водохранилищ, которые могли бы накапливать воду в период паводков. Известно, что крупные водохранилища заполнены на востоке, севере и вцентре республики. Эксперт считает, что эту воду целесообразно применять в сельхозпроизводстве. Так, в Урало-Кушумскую оросительную систему было направлено 600 млн кубометров паводковых вод. Это позволит обеспечить водой более 65 тыс. га сенокосных угодий и летних пастбищ, а также наполнить водохранилища, расположенные вдоль системы.
«В феврале текущего года Глава государствараскритиковал деятельность министерства водных ресурсов и ирригации. Было отмечено, что специально созданное министерство пока ожидаемых результатов не приносит. Тем временем, соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно. У нас же только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Считаю, что обсуждение документа сильно затянулось. При этом в стране только 13 процентов орошаемых земель охвачены технологиями водосбережения.Сейчас у ведомства в планах запустить масштабный проект по реконструкции ирригационных систем в стране. Проект хотят реализовать в три этапа. В 2024-2025 годах будет обновлено 3,5 тыс. км каналов. Это позволит сократить ежегодные потери воды на 0,5 кубических километров. Предлагаетсявосстановить неиспользуемые орошаемые земли, ввести новые орошаемые земли до 2050 года, чтобы выращивать кормовые и овощные культуры с применением дождевальной техники. По данным Минводы, в стране требуется реконструкция более 14 тыс. км каналов, что доведет орошаемые площади до 2,2 млн гектаров и снизит водопотеридо трех кубических километров. Пока же потери воды при транспортировке достигают более 40%», — поделилась эколог.
В 2024–2026 годах предлагается начать строительство 20 новых водохранилищ с объемом 2,4 кубокилометров воды на территории девяти областей. Это увеличит площади орошаемых земель на 250 тыс. гектаров. Подчеркивается, что эти меры позволят в среднем на 25% снизить зависимость страны в водообеспечении от сопредельных стран.