Председательство Казахстана сразу в шести международных организациях, новый статус «средней державы», миротворческие инициативы президента Токаева – заместитель директора Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Рустем Мустафин оценил 2024 год для Казахстана на международной арене, передает Toppress.kz.
ПОД ЗНАКОМ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА
– В этом году Казахстан председательствовал в ряде межгосударственных организаций: в Шанхайской организации сотрудничества, Организации тюркских государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Международном фонде спасения Арала, Исламской организации по продовольственной безопасности. Какое значение это имеет для Казахстана?
– Позвольте мне попытаться ответить на этот вопрос с более широкой точки зрения. На первый взгляд может показаться, что участие Казахстана в работе международных организаций не приносит значительных преимуществ. Более того, высказываются мнения о том, что наша страна может даже проигрывать от членства в некоторых из них.
Однако ситуация обстоит гораздо сложнее, и я уверен, что ключевым фактором во внешней политике должны быть национальные интересы.
В настоящее время международные отношения характеризуются высокой степенью неопределённости. Латентные и вялотекущие конфликты и противоречия, которые ранее могли быть урегулированы мирным путём, очень легко переходят в активную фазу и приводят к вооружённым столкновениям. Это особенно опасно для малых и средних государств.
Страны, имеющие определенные амбиции, которые не подкреплены сильным политическим, экономическим и военным фундаментом, но которые противоречат интересам крупных и агрессивных государств, неизбежно сталкиваются с риском стать их жертвами. В таких ситуациях неизбежны потери, выражающиеся в утрате контроля над территориями, снижении численности населения или массовой миграции, а также разрушении ключевой инфраструктуры. В результате это может привести к десятилетиям экономической стагнации, а в худшем случае – к необратимому отставанию и утрате суверенитета. За примерами таких сценариев далеко ходить не надо.
Теперь про Казахстан. Наша страна граничит с пятью государствами, среди которых, конечно же, выделяются Россия и Китай – соперники единственной мировой сверхдержавы – США, обладающие мощным ядерным потенциалом, то есть непобедимыми в военном отношении, а также стремящиеся реализовать не только внешнеполитические и внешнеэкономические интересы, но и культурно-цивилизационные проекты.
Несмотря на международные санкции со стороны не менее сильных государств – Великобритании, Германии и Франции, их экономики демонстрируют устойчивость, а в некоторых случаях даже рост. Катастрофического падения не наблюдается. Так, в 2023 году объём экономики России составил 2,021 трлн долларов США, а экономики Китая – 17,79 трлн долларов США. Для сравнения, объём экономики Казахстана – 261,4 млрд долларов США.
Демографические и военные показатели также существенно различаются. Численность населения России составляет 143,8 млн человек, Китая – 1,411 млрд человек, Казахстана – 19,9 млн человек.
Вооружённые силы Китая насчитывают 2,035 млн человек, России – 1,32 млн человек, Казахстана – только 39 тысяч человек. По некоторым данным, численность может достигать 70 тысяч человек. Но это все равно очень мало.
Военный бюджет Казахстана составляет 1,2 миллиарда долларов, в то время как Россия и Китай тратят по 109 и 225 миллиардов долларов соответственно.
В этой связи председательство и участие Казахстана в международных организациях не следует рассматривать как символические или заведомо проигрышные действия. В данном случае можно выделить две основные причины:
во-первых, это обеспечение собственной безопасности. Обычно государства стремятся подтвердить, что ранее созданные механизмы сотрудничества продолжают функционировать в условиях глобальной нестабильности. Для Казахстана крайне важно укреплять взаимодействие не только в рамках двусторонних отношений между государствами, но и в многостороннем формате через международные организации. Чем больше областей, в которых страны имеют конструктивные отношения, и чем выше взаимозависимость, тем выше становится цена конфликта. Это снижает вероятность вооружённых столкновений и способствует созданию предсказуемой международной обстановки.
Например, товарооборот Казахстана с Китаем в 2023 году достиг 31,5 млрд долларов, а с Россией – около 26 млрд долларов. Это подчёркивает высокую степень экономической взаимозависимости и необходимость поддержания стабильных отношений.
Помимо тесных двусторонних отношений, наша страна активно взаимодействует с Россией в многостороннем формате, например, в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС. С Китаем – в рамках ШОС и глобальной инициативы «Пояс и Путь». Через нашу территорию проходит около 70% транзитного железнодорожного потока между Европой и Китаем.
Во-вторых, это закрепление региональной и глобальной роли. Казахстан сумел превратить своё географическое положение – на стыке Европы и Азии – в политическое и экономическое преимущество. Если в прошлом участие нашей страны в международных инициативах было связано преимущественно с укреплением международного престижа, то сегодня акцент сместился на решение конкретных проблем и задач.
В этой связи участие Казахстана в международных организациях – это не просто имиджевая стратегия, а инструмент для решения вопросов безопасности, экономического развития и укрепления суверенитета. А это, в свою очередь, создаёт устойчивый фундамент для внутреннего развития.
– Среди знаковых мероприятий 2024 года – Международный форум Астана, One Water Summit под председательством Казахстана и Франции в Саудовской Аравии, а также Центрально-Азиатский форум по безопасности и сотрудничеству. О чем говорит активное участие Казахстана в глобальной повестке?
– Ответ на данный вопрос будет являться продолжением ответа на предыдущий. С одной стороны, форумы создают иллюзию влияния, однако их реальная эффективность ограничена. Казахстан, как и большинство стран мира сталкиваются с тем, что не имеют полного контроля над окончательными решениями, особенно когда речь идёт о водных ресурсах или безопасности. В Центральной Азии проблема нарастающего дефицита питьевой воды особенно актуальна. Страны-соседи симптоматично продвигают свои интересы, и Казахстану придётся учитывать это.
Вместе с тем, несмотря на репутационные издержки и ограниченные ресурсы, участие Казахстана в международных мероприятиях нельзя недооценивать. Это не просто символическая деятельность. Форумы и саммиты представляют собой инструменты для создания пространства возможностей и проверки способности страны сохранять баланс, договариваться и защищать свои интересы. Символизм в данном контексте, конечно же, неизбежен, однако в меняющихся условиях важно постоянно держать руку на пульсе.
В СТАТУСЕ «СРЕДНЕЙ ДЕРЖАВЫ»
– В начале 2024 года Немецкий институт международных отношений и безопасности (SWP) опубликовал доклад о «средних державах», в котором Казахстан впервые занял место в списке средних мировых держав. Как эта концепция повлияла на позиционирование Казахстана во внешней политике? Какова роль Касым-Жомарта Токаева в создании профиля средней державы для Казахстана?
– Если вспомнить, то на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2024 году генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подчеркнул необходимость немедленных действий перед лицом экзистенциальных угроз. Генсек отметил отсутствие эффективной глобальной стратегии по решению этих проблем, поскольку геополитические разногласия мешают мировому сообществу объединиться вокруг общих решений. Однако он предложил построение нового многополярного мирового порядка на основе «реформированного, инклюзивного и сетевого многостороннего сотрудничества».
В самом отчете ВЭФ «Формирование сотрудничества в мире, подверженном фрагментации» отмечено, что именно средние державы могут сыграть ключевую роль в реализации этого видения.
В данном контексте включение Казахстана в список «средних держав», согласно докладу Германского института международных отношений и безопасности, стало, безусловно, значимым событием, как для научно-академического, так и политического дискурсов. Если раньше в казахстанском информационном пространстве данное понятие практически не звучало, то с момента включения в список, составленный немецким мозговым центром, оно вошло в повседневный казахстанский внешнеполитический обиход.
На мой взгляд, для начала необходимо обратиться к теории международных отношений.
Термин «средняя держава» не является строго определенной категорией и рассматривается как феномен, возникающий на пересечении многих факторов. Этот термин относится к государствам, занимающим промежуточное положение между «великими державами» и «малыми государствами». Для объяснения данной концепции существует несколько подходов.
Первый подход к определению средних держав опирается на такие измеримые показатели, как экономическая мощь, военный потенциал и численность населения.
Второй подход акцентирует внимание на том, что главная особенность средних держав заключается в их активном участии в многосторонних дипломатических процессах, посреднической деятельности в урегулировании конфликтов и продвижении конкретных политических идей. Их роль определяется не столько ресурсами, сколько особым стилем участия в мировой политике и восприятием другими участниками международных отношений.
Третий подход обращает внимание на то, что статус «средней державы» не может быть привязан исключительно к объективным показателям. Он определяется прежде всего самовосприятием государства и признанием его другими субъектами мировой политики.
Теперь давайте перейдём к практике.
Первое. Согласно последним данным Международного валютного фонда по состоянию на декабрь 2024 года, валовой внутренний продукт (ВВП) Казахстана составляет 336 миллиардов долларов США. Это делает нашу страну крупнейшей экономикой в Центральной Азии и ставит на 50-е место в мировом рейтинге.
Второе. Казахстан действительно активно участвует в многосторонних дипломатических процессах. В 2024 году наша страна председательствовала в нескольких международных организациях, а также на протяжении многих лет выступала с рядом инициатив. Среди них можно выделить Астанинский процесс по урегулированию конфликта в Сирии, предложение о создании Международного агентства по биологической безопасности, проведение Форума лидеров мировых и традиционных религий, участие в миротворческих операциях ООН в Ливане, инициатива по созданию Банка низкообогащенного урана под эгидой МАГАТЭ, предложение предоставить площадку для переговоров между Азербайджаном и Арменией. Кроме того, Казахстан активно участвует в деятельности международных и региональных организаций – ООН, ОБСЕ, ВТО, ШОС, СВМДА, ОДКБ, СНГ, ОИС, ОТГ, ЕАЭС и других.
Третье. В своих выступлениях на международных площадках Президент Токаев постоянно подчеркивает статус Казахстана как «средней державы». Действительно, глава государства сыграл ключевую роль в формировании этого нового облика Казахстана. Президент как на словах, так и на деле продвигает идею о том, что средние державы могут играть важную роль в современном меняющемся миропорядке.
Кроме того, 7 июля 2024 года во время встречи лидеров Казахстана и Китая, товарищ Си Цзиньпин подтвердил растущую роль Казахстана как «средней державы».
КАЗАХСТАН – ПЛОЩАДКА ДЛЯ МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
– В 2024 году Казахстан предоставил алматинскую площадку для переговоров по мирному договору между Арменией и Азербайджаном. Как вы оцениваете значение этой миротворческой инициативы?
– Конфликт между Арменией и Азербайджаном имеет длительную историю, которая началась еще до распада Советского Союза и связана со спором вокруг Нагорного Карабаха. Этот конфликт затрагивает не только политические и геополитические аспекты, но и национальные чувства обеих сторон. К сожалению, за прошедшие десятилетия конфликт неоднократно приводил к вооруженным столкновениям и нанес серьезный взаимный ущерб.
В 2024 году Казахстан предпринял практические шаги для содействия мирному урегулированию этого конфликта. В частности, во время официального визита в Ереван в апреле 2023 года президент выразил готовность предоставить алматинскую площадку для мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией.
Уже в мае текущего года были проведены переговоры между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. Встреча состоялась в Алматы.
Кроме того, в июле на неформальном саммите Организации тюркских государств, президент Токаев подтвердил неизменную позицию Казахстана в отношении поддержки мирных усилий.
В сентябре состоялся телефонный разговор между президентами Казахстана и Азербайджана, в ходе которого Касым-Жомарт Кемелевич подтвердил готовность Казахстана предоставить площадку для переговоров между Азербайджаном и Арменией.
В октябре, во время официального визита президента Армении Ваагна Хачатуряна в Казахстан, президентом Казахстана было сделано то же самое.
Важно отметить, что эти действия не направлены на повышение авторитета Казахстана на международной арене или демонстрацию миролюбия страны.
К слову, Казахстан и Азербайджан связывают давние культурные, исторические, политические, экономические связи. В 2022 году между двумя странами подписана Совместная декларация об укреплении стратегического партнёрства и углублении союзнического взаимодействия. А одним из ключевых событий последнего визита главы Казахстана в Азербайджан стало открытие железнодорожного маршрута, соединяющего сухопутный порт Сиань (Китай) с Азербайджаном через территорию Казахстана. Кроме того, в настоящее время ведётся прокладка волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря.
С 2020 года товарооборот между Казахстаном и Азербайджаном увеличился почти в пять раз, достигнув 529 миллионов долларов США по сравнению с 109 миллионами долларов США в 2020 году.
Что касается Армении, то и с ней Казахстан имеет давние и прочные связи. В этом году исполнилось 25 лет с момента подписания Договора о дружбе и сотрудничестве. Наши страны активно взаимодействуют как на двусторонней основе, так и в рамках таких многосторонних организаций, как СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.
Товарооборот между Казахстаном и Арменией по итогам 2023 года составил 53,1 млн долларов США. За период с января по июль 2024 года объём взаимной торговли достиг 17,9 млн долларов, включая экспорт на сумму 9,4 млн долларов и импорт на 8,5 млн долларов.
В целом, для Казахстана реализация ряда ключевых проектов имеет стратегическое значение, так как способствует диверсификации внешнеэкономических связей.
В частности, сотрудничество с Азербайджаном включает в себя следующие перспективные направления: расширение пропускной способности Транскаспийского международного транспортного маршрута; прокладка волоконно-оптической линии связи и энергетического кабеля по дну Каспийского моря; экспорт нефти и урана через территорию Азербайджана; поставки пшеницы из Казахстана на азербайджанский рынок и через Азербайджан.
В то же время, сравнительно низкий уровень товарооборота между Казахстаном и Арменией обусловлен высокими транспортными расходами, связанными с отсутствием прямого железнодорожного сообщения, а также сложной автомобильной логистикой, вызванной наличием закрытой границы между Арменией и Азербайджаном.
Тем не менее казахстанско-армянские торгово-экономические отношения следует рассматривать и в контексте евразийской интеграции. Например, наличие армяно-иранской границы открывает перспективы для расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном, что может стать одним из стимулов для дальнейшего развития казахстанско-армянских торговых и инвестиционных связей.
Несмотря на то, что Казахстан исторически поддерживает теплые отношения и с Азербайджаном, и с Арменией, в настоящее время эти отношения надо выводить на новый уровень. Инициатива предоставить площадку для переговоров имеет весьма прагматическую цель – достижение устойчивого мира между Баку и Ереваном. Это выгодно для всех, в том числе и для нас, так как будет способствовать диверсификации внешнеэкономических связей Казахстана, относительному снижению зависимости от России, росту товарооборота не только на двустороннем уровне, но и в масштабах всего региона.
ЗАДАЧИ КАЗАХСТАНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
– Что вы можете сказать о дипломатической активности президента Токаева в 2024 году и задачах казахстанской дипломатии?
– Загруженный внешнеполитический график президента Токаева в 2024 году отражает стремление Казахстана диверсифицировать экономические связи, привлечь инвестиции, придать новый импульс отношениям со стратегическими партнерами, а также обеспечить перманентную безопасность Казахстана в целом.
В данном случае хотелось бы обратить внимание на два аспекта. Во-первых, для нас критически важно снизить зависимость от экспорта нефти, доходы от которого формируют 70 процентов всего бюджета страны. Времени осталось немного. Во-вторых, ситуация с войной в Украине повлияла на изменение нашего восприятия сложившейся архитектуры безопасности в Центральной Евразии.
Важно подчеркнуть, что с точки зрения международных отношений, наша страна стремится выстроить такую систему, при которой любые конфликты с Казахстаном становились бы заведомо проигрышными для потенциального агрессора.