В Казахстане осталось в живых лишь 111 ветеранов Великой отечественной войны. С каждым годом их ряды редеют, и потому их живая память о войне становится еще ценнее для всех нас. Редакция Toppress.kz собрала несколько историй тех, кто смог вернуться с фронта живым.
Эта статья посвящена истории Василия Сердюкова, почетного железнодорожника, фронтовика из Акмолинской области.
Фото с сайта gov.kz
Василий Антонович Сердюков родился 21 ноября 1926 года в селе Богдановка Сталинского района Акмолинской области. В 1943 году, ещё не исполнившись 17 лет, он вместе с двоюродным братом сидел за школьной партой, мечтая о небе и авиационном училище. Однако война внесла свои жестокие коррективы. Через неделю юноши получили повестки, и были призваны на фронт.
Имея водительские права, Василий оказался в учебном автополку в Хвалынске, Саратовской области, а после — в 26-й тяжелой минометной бригаде в Белоруссии. Он управлял американским «Студебекером», перевозившим 160-миллиметровые минометы, с которыми его часть освобождала Минск, Варшаву, форсировала Вислу, Одер и Шпрее.
Особо тяжелым испытанием стали бои на Зееловских высотах под Берлино, где за трое суток погибло 35 тысяч советских солдат. Там же Василий потерял брата. Воспоминание о том дне до сих пор остается незаживающей раной. Брата убило осколком снаряда в ходе штурма Зееловских высот. Василий Антонович успел попрощаться только после сражения, увидев его тело в кузове автомобиля, который вывозил раненых и убитых. Погибшего похоронили тут же, в немецкой земле. Поклониться погребенным в этой братской могиле Василий Сердюков приезжал в 2011 году.
Май 1945-го Василий Антонович встречал в Берлине 18-летним парнем. За его плечами остались освобожденная Белоруссия, Польша, форсирование рек Висла, Одер, Шпрее. А на груди – награды. Среди них – орден Отечественной войны II степени, медаль «За отвагу».
Фото предоставлено пресс-службой Нацгвардии РК
До начала 1946 года он оставался в Германии, после чего вернулся домой. Василий Сердюков устроился водителем на руднике Жолымбет. После окончания школы поступил в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. Сначала работал на станции «курорт Боровое», затем, в 1961 году переехал в Акмолинск (ныне Астана), где стал начальником станции, а позже — железнодорожной школы. На пенсию Василий Антонович вышел в 1990 году, посвятив жизнь железной дороге. Ветеран даже не стал менять место проживания, и остался жить по соседству с вокзалом «Астана-1».
Фото предоставлено пресс-службой Нацгвардии РК
Сегодня Василий Антонович часто принимает гостей в своем доме. Помогают ему в этом его родные. Ветерану в этом году исполняется 99 лет. По словам Василия Сердюкова, людям, особенно молодежи, нужно знать и помнить историю.
«Историю нельзя переписать заново. Ее нужно изучать, и гордиться великими подвигами старших поколений», – сказал он в интервью журналистам.