Мы последовательно осуществляем масштабные реформы и точечные преобразования во всех сферах, исходя из чаяний народа и требований времени. Об этом заявил Президент Казахстана в одном из выступлений. Глава государства подчеркнул: «Всё поменять – для нас не самоцель. Главное – это постоянно улучшать проводимую работу, повышать её эффективность». Одной из основных задач, стоящих перед казахстанцами, Касым-Жомарт Токаев назвал выстраивание системной и чёткой работы государственного аппарата по каждому отдельно взятому направлению. О ключевых изменениях в политической и социальной системах страны, произошедших за последние три года в рамках реформ, инициированных Президентом, наша редакция побеседовала с политологом, сооснователем Astana Open Dialogue, членом Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК Айбеком Кумысбековым.
Айбек Кумысбекович, по Вашему мнению, какие реформы Президента Токаева стали самыми значимыми за последние три года и почему?
Самыми значимыми реформами, на мой взгляд, являются следующие: введение выборности акимов районов, что стало логическим продолжением внедрения института выборности акимов сельских округов; проведение конституционной реформы, которая стала основной точкой отсчёта для всех последующих преобразований; переход к смешанной избирательной системе и снижение порога для прохождения в Мажилис политических партий. В результате сегодня мы видим рекордное количество фракций в Мажилисе, а также наличие альтернативных точек зрения и плюрализма мнений в нижней палате Парламента.
Из последних преобразований можно отметить налоговую реформу, которая сопровождается бурной дискуссией как в общественном, так и в экспертном поле. При этом очевидно, что многие реформы носят накопительный характер, говорить о быстрых результатах пока преждевременно, однако их действие и эффект можно будет ощутить в ближайшем будущем.
Насколько успешно усиливается роль Парламента и развивается партийная система?
Безусловно, нынешний состав Мажилиса и его роль однозначно иные. Во-первых, наличие шести фракций даёт возможность озвучивать альтернативные мнения. Более того, есть депутаты-одномандатники, что также добавляет плюрализма в дискуссиях Мажилиса. Работает Общественная палата, что позволяет привлекать экспертов к обсуждению законопроектов и вносить свои рекомендации и предложения. При этом, если судить по голосованиям, уже нет единогласного одобрения – фракции и депутаты голосуют, исходя из своих позиций, идеологических установок и интересов избирателей. Работа с Правительством также приобрела иной оттенок: министры серьёзнее готовятся к парламентским слушаниям.
Что касается партий, видно, как активно работает партия «Ауыл». Кстати, она впервые за всё время своего существования прошла в Мажилис. Особый интерес вызывает фракция партии-новичка «Respublica». Видно, что партия проводит качественную работу по усилению региональной представленности, а также активно вовлекается в законотворческую деятельность. Кстати, фракция именно этой партии проводила очень активные дискуссии с бизнес-сообществом по поводу налоговой реформы и внесла ряд важных поправок в кодекс.
Конечно, ещё предстоит работа по дальнейшему усилению роли Мажилиса согласно формуле «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство», но уже сейчас видно, что Мажилис перестаёт быть просто декоративным инструментом. Это также продемонстрировало последнее голосование по итогам отчёта Кабмина.
В каком направлении нужно проводить работу Парламенту, чтобы стать по-настоящему влиятельным?
Парламент уже обладает влиятельностью как одна из ветвей власти, его полномочия и компетенции закреплены в Конституции. Сейчас мы видим, что обе палаты активно развивают экспертные площадки – это и Общественная палата при Мажилисе, и Школа экспертов при Сенате. В Мажилисе идут очень активные дискуссии, а наличие шести фракций позволяет услышать широкую палитру мнений. Надо иметь в виду, что подобный формат взаимоотношений и новая позиция Парламента – это иной статус по сравнению с тем, что был ранее. Мы видели на примере многих законопроектов, того же Налогового кодекса или закона о госзакупках, как множество предложений депутатов принимались, а некоторые инициативы разработчиков отклонялись. Уже можно говорить, что в Мажилисе работает механизм, при котором предложения Правительства проходят через сито дискуссий, в том числе с привлечением экспертов и поиском компромиссных решений. Безусловно, необходимо дальше развивать Парламент как институт, за счёт усиления экспертного сопровождения законопроектов, принятия закона о лоббизме, активного привлечения и внедрения независимой экспертизы бюджета и других инструментов.
Как происходит процесс децентрализации и расширения полномочий регионов? Какой эффект от проводимой работы видят казахстанцы?
В первую очередь важно понимать, что процесс децентрализации в наших условиях – при наличии таких больших по площади областей и районов – это не быстрая процедура. Здесь необходимо придерживаться поэтапности, развивать культуру ответственности, политические и бюджетные инструменты. Кроме того, крайне важно создавать условия, при которых на выборы будут выдвигаться мотивированные граждане, имеющие определённый опыт и успешную карьеру. Нужны кадры, готовые баллотироваться. Мы, вместе с членами НСОД, проводили наблюдение за первыми сельскими выборами, беседовали с кандидатами. Это были очень интересные и живые люди, которые действительно хотели привнести в жизнь села позитивные изменения. Прошло уже четыре года с момента первых выборов, электоральный процесс продолжается. Акимами сёл и районов становятся не только чиновники, но и люди с опытом в бизнесе, представители разных политических партий.
И, конечно, жители теперь ощущают ответственность за свой выбор – это очень важный момент. Безусловно, остаются вопросы, связанные с межбюджетными отношениями, но поступательная работа в этом направлении ведётся. Как я уже говорил, важно соблюдать поэтапность: полномочия регионов должны сопровождаться качественной нормативной базой, чтобы избежать перекосов.
Насколько эффективны меры, принимаемые в стране для повышения доступности образования и здравоохранения в рамках реформ главы государства?
Модернизация в сфере образования и здравоохранения – это на самом деле постоянный процесс. Население растёт, а инфраструктура и объекты не всегда успевают за таким ростом. Однако есть серьёзные шаги. В частности, это проект «Комфортная школа», который задаёт новый стандарт к школе как к объекту. Помимо этого, переход к «подушевому» принципу финансирования становится стимулом для школ, идёт развитие частных учебных заведений. Конечно, ключевым является Закон «О статусе педагога» и кратное увеличение заработных плат для учителей и преподавателей. Эти профессии ранее не были столь популярными, но теперь молодые выпускники идут на педагогические специальности, появляется конкуренция. Всё это даст ещё больший эффект в ближайшем будущем.
Что касается здравоохранения, в первую очередь отмечу повышение доступности медуслуг для сельских жителей: строительство фельдшерско-акушерских пунктов, внедрение телемедицины. Более того, регионы активно создают условия для привлечения молодых врачей в районы и сёла, предоставляют подъёмные. Например, в Карагандинской области акимат уже два года выплачивает одни из самых высоких подъёмных в стране.
Большое ли значение для развития демократизации общества сыграла концепция «Слышащего государства» и платформы обратной связи?
Конечно, данная концепция оказала важное и значимое влияние на развитие цифровых платформ, таких как eOtinish и ePetition. Как мы уже видели, несколько петиций, преодолевших порог в 50 тысяч подписей, были приняты в работу: проведены различные мероприятия, в том числе дискуссии и экспертные обсуждения. Механизм есть. Понятно, что принимаемые решения могут не всегда совпадать с мнением граждан, подписавших петицию, но существует инструмент для привлечения внимания к своей проблеме. Однако стоит всегда помнить, что петиции могут стать и инструментом манипуляции для продвижения того или иного решения, поэтому к вопросам и проблемам, поднимаемым через этот инструмент, нужно подходить взвешенно.
eOtinish действительно сделал подачу обращений удобнее и быстрее. Более того, государственный орган обязан дать ответ, а пользователь видит стадии рассмотрения своего обращения, кому и куда оно было направлено. Понятно, что бывают случаи, когда ответы чиновников носят формальный характер, но здесь вопрос в исполнительской дисциплине. Сюда нужно направить дополнительное внимание, чтобы граждане в будущем не разочаровались.