Визит Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в Казахстан и открытие по инициативе президента Касым-Жомарта Токаева Регионального центра по Целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана стали подтверждением растущей роли Казахстана в глобальной архитектуре. Важным продолжением этого курса станет участие Токаева в Третьей конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, которая 5 августа пройдёт в туркменском Авазе. О том, как меняется международная система и почему именно такие государства, как Казахстан, становятся опорой многосторонности и баланса, – в интервью Toppress.kz рассказывает российский политолог, заведующий лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований “Россия – Центральная Азия”» НГУЭУ, директор АНО «Сибирское общество международных исследований» Денис Борисов.
– Как вы оцениваете значение визита Генсека ООН в Казахстан по приглашению Касым-Жомарта Токаева?
– Визит Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в Казахстан — это одновременно символический и институциональный шаг, подтверждающий оформление Центральной Азии как отдельной подсистемы в международных отношениях. Он подчёркивает активную роль Казахстана, который последовательно связывает мировые и региональные процессы, а также усиливает личный дипломатический вес президента Касым-Жомарта Токаева.
Особое значение имеет то, что во время визита Казахстан не ограничился участием в повестке ООН, но прямо обозначил ключевую проблему — необходимость реформирования универсального международного порядка. Президент Токаев выразил поддержку программе «Our Common Agenda» (UN80), предложенной Гутерришем, тем самым подтвердив стратегическую синергию с курсом на модернизацию Организации. Казахстан в этом контексте не только пользуется возможностями ООН, но и формирует запрос на их институциональное обновление.
В условиях нарастающих противоречий между великими державами именно конструктивное взаимодействие «средних держав» становится ключом к восстановлению глобального баланса. Казахстан активно включается в этот процесс — как проводник миротворчества, посредничества и ответственного многостороннего диалога. Это и есть проявление зрелой политики «средней державы», ориентированной на сдерживание дестабилизации и сохранение условий для устойчивого развития международной системы.
– Какую роль в ООН играют средние державы, такие как Казахстан?
– Важно понимать, что сама Организация находится в стадии переосмысления своей функции в складывающейся мировой архитектуре. Влияние прежних сверхдержав снижается, а их способность формулировать и обеспечивать универсальные правила — ограничена. На этом фоне ООН всё более осознанно переориентируется на консолидацию потенциала малых и средних держав, стремящихся сохранить основы многосторонности и предотвратить дальнейшую фрагментацию глобальной системы.
С высокой долей вероятности будущий мировой порядок будет строиться по принципу двухконтурного принятия решений. Первый контур — это формирование региональных консенсусов на базе межправительственных организаций, таких как ШОС, ЕАЭС, АСЕАН, Африканский союз. Второй — поиск компромиссов между этими региональными платформами в рамках реформированной и обновлённой ООН, которая может заново обрести роль универсального гаранта стабильности. В этой модели выигрывают те государства, которые не замыкаются на одной оси, а выстраивают разнообразную сеть институциональных связей.
Современная «глобальная повестка» – это повестка, которую формирует ООН. И в условиях, когда одна из прежних сверхдержав трансформируется в обычную великую державу, способную скорее на эскалацию, чем на стабилизацию, альтернативой для остальных акторов остаётся ставка на ООН — как реальный механизм (может не самый эффективный, но других не призвезли) балансировки интересов и восстановления доверия. В этом и заключается смысл текущего этапа трансформации Организации: не возврат к прошлому, а создание условий, в которых средние державы смогут коллективно участвовать в глобальном управлении без навязывания и гегемонии. Главный вопрос теперь — в готовности самих средних держав действовать скоординированно и с чувством коллективной ответственности за архитектуру будущего порядка. Забегая вперёд, можно сказать: Казахстан — готов.
– Какое значение имеет тот факт, что Региональный центр ООН по ЦУР для Центральной Азии и Афганистана был открыт именно в Алматы?
– Открытие Регионального центра ООН по ЦУР в Алматы — это не только дипломатический успех Казахстана, но и важный маркер институционального доверия со стороны международного сообщества. Это означает, что страна воспринимается не просто как географический центр региона, но как стабильная, предсказуемая и инициативная площадка, способная обеспечить функционирование международных структур в интересах всего макрорегиона.
Во-первых, выбор именно Алматы подтверждает высокую оценку системной и многолетней работы Казахстана в продвижении глобальной повестки устойчивого развития. Страна активно участвует в международных климатических и гуманитарных инициативах, продвигает концепцию «зелёной экономики», последовательно выступает за нераспространение ядерного оружия и устойчивое управление водными и энергетическими ресурсами — то есть демонстрирует повестку, напрямую соотносимую с Целями устойчивого развития ООН.
Во-вторых, этот шаг укрепляет за Казахстаном статус «державы медиатора» или «страны моста» — государства, которое способно объединять регионы, цивилизации и интересы разных акторов. Алматы становится не только символическим, но и операциональным центром региональной дипломатии и международной кооперации. Это особенно важно на фоне продолжающихся кризисов глобального управления: международные институты нуждаются в надёжных региональных опорных точках, и Казахстан предлагает себя в этом качестве.
– По вашему мнению, какие международные инициативы президента Токаева, выдвинутые на площадках ООН, находят поддержку со стороны международного сообщества?
– В международных отношениях преемственность имеет ключевое значение, поскольку она обеспечивает предсказуемость и доверие со стороны партнёров. Президент Касым-Жомарт Токаев продолжает выстраивать последовательную и узнаваемую внешнеполитическую линию, творчески развивая инициативы первого президента Казахстана на принципах миротворчества, устойчивого развития и многостороннего диалога.
Первое, следует выделить курс на ядерное разоружение и нераспространение — один из краеугольных элементов дипломатической идентичности Казахстана. Президент Токаев регулярно поднимает эту тему на площадке ООН, придавая ей акцент на необходимость нового глобального диалога по гарантиям безопасности. Казахстан в этом контексте воспринимается как моральный авторитет: страна добровольно отказалась от ядерного оружия и последовательно выступает за создание безъядерных зон. Более того, с учётом новых реалий, именно Казахстан может предложить расширение международной повестки безопасности — например, в контексте нарастающих угроз, связанных с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в террористических целях. Это направление требует не только технического, но и нормативного международного регулирования, и Казахстан располагает необходимым политическим ресурсом, чтобы инициировать такой диалог на площадке ООН.
Второе, курс на обновление институтов глобального управления. Казахстан поддерживает реформу ООН, в том числе укрепление роли Генеральной Ассамблеи, повышение прозрачности и инклюзивности международных решений. В условиях мировой турбулентности страна позиционирует себя как пример ответственного государства, способного сочетать твёрдость суверенитета с приверженностью универсальным принципам.
И третье, посреднические усилия Казахстана в решении международных и региональных конфликтов. За последние десятилетия Астана стала площадкой для переговоров по широкому кругу вопросов — от иранской ядерной программы и сирийского урегулирования до диалога по Южному Кавказу и ближневосточной повестке. Миротворческий контингент из Казахстана с 2003 года участвует в миротворческих миссия ООН по всем миру. Такая дипломатическая активность усиливает роль Казахстана как конструктивного медиатора, способного предлагать политически нейтральные форматы взаимодействия.
Открытие в Алматы Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития стало логическим результатом долгой и кропотливой работы Казахстана по линии многосторонней дипломатии. Это итог последовательной внешнеполитической стратегии, в рамках которой Казахстан на протяжении всей своей самостоятельности формировал образ инициатора международного и регионального консенсуса, открытого к диалогу и способного встраиваться в архитектуру глобального управления.
– Президент Токаев вновь подтвердил “непоколебимую приверженность Казахстана принципам мультилатерализма, дипломатии и сотрудничества”. Насколько, на ваш взгляд, эти заявления отражают внешнеполитическую стратегию Казахстана?
– Заявления президента Токаева о «непоколебимой приверженности мультилатерализму, дипломатии и сотрудничеству» не являются риторической формулой — это отражение устойчивой внешнеполитической линии, которая с момента обретения самостоятельности является ключевым элементом казахстанской международной идентичности.
Казахстан — страна, находящаяся в географически сложном и политически насыщенном окружении. Именно по этой причине Астана выработала стратегию многостороннего взаимодействия, основанную не на блоковом мышлении или зависимости от одного центра силы, а на построении широкой сети институциональных связей, участии в международных организациях и продвижении баланса интересов.
Казахстан не только активно участвует в ключевых структурах — ООН, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, ОБСЕ, — но и выступает основателем собственного многостороннего формата — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Эта внешнеполитическая модель и есть практическое воплощение казахстанского мультилатерализма, адаптированного к региональной специфике и национальным интересам.
Поэтому заявления президента Токаева — это не просто дипломатическая декларация, а фиксация реальной стратегии: Казахстан стремится быть надёжным участником глобального диалога, «архитектором согласия» в полицентричной системе международных отношений. Рациональный выбор в пользу ответственности, прагматизма и баланса — всего того, что особенно востребовано в мире, переживающем системный кризис доверия.
– Визит Антониу Гутерриша в Казахстан прошел в преддверии Третьей конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, которая состоится в Туркменистане, в Авазе. Каких инициатив от президента Токаева можно ожидать на форуме?
– Пространство для инициатив на конференции в Авазе определяется её повесткой: устойчивое развитие, логистическая связанность, климатические риски и доступ к глобальным рынкам. Казахстан — один из наиболее активных участников этого процесса, но важно подчеркнуть, что в последние годы все страны Центральной Азии целенаправленно работают с ООН, продвигая собственные инициативы в интересах всего региона. Конференция в Туркменистане — ещё одно подтверждение этой тенденции.
С высокой вероятностью предложения Казахстана будут касаться двух ключевых «корзин» — экономики и экологии. В экономической части можно ожидать, что президент Касым-Жомарт Токаев продолжит продвигать формат «транспортной дипломатии», направленной на развитие устойчивых мультимодальных маршрутов через регион. Это может включать поддержку различных вариантов Транскаспийского коридора с участием Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Афганистана, а также инициатив по цифровизации логистики и таможенных процедур, продвигаемых Ташкентом. Казахстан, как и прежде, будет поддерживать усиление институционального оформления этих процессов в рамках ООН — через СПЕКА, ESCAP и иные механизмы. Однако главная проблема остаётся прежней — недостаток доступного международного финансирования. Поэтому вполне вероятны предложения о создании специализированных механизмов поддержки устойчивой логистики, транспорта и энергетики для стран, не имеющих выхода к морю.
В «зеленой» части сюрпризов не ожидается. Душанбе традиционно продвигает тематику ледников и водной дипломатии, Бишкек — проблематику горных стран, все государства региона вовлечены в согласование подходов к водопользованию и поиску решений по Аралу. Казахстан, скорее всего, поддержит эти инициативы и, возможно, будет предложено связать их с концепцией «зелёного фонда».
Отдельного внимания заслуживает тема, которая, вероятно, останется в кулуарах, но давно назрела для обсуждения на международном уровне. В условиях нарастающей стратегической турбулентности логистическая связанность неотделима от вопросов безопасности. Всё более актуальной становится защита критически важной инфраструктуры — транспортных коридоров, энергетических маршрутов, терминалов — от новых угроз, прежде всего со стороны беспилотных летательных аппаратов. Казахстан уже столкнулся с подобной ситуацией: атаки БПЛА на объекты в районе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на территории РФ, через который идёт основной поток казахстанской нефти, наглядно показали уязвимость даже глубоко тыловых участков; или недавние вбросы о попытках атаки газопровода «Средняя Азия – Центр» – а это уже попытка дестабилизации энергетической системы всего региона.
Конференция ООН в Авазе — это подходящий формат для начала дискуссии о международных и региональных механизмах реагирования на подобные угрозы. Речь может идти о создании каналов оперативного оповещения, систем мониторинга, информационного обмена, а в перспективе — и о выработке международных норм, ограничивающих использование БПЛА вблизи объектов двойного назначения. Это направление, безусловно, должно стать новой составляющей повестки для стран без выхода к морю — особенно в тех регионах, где безопасность и логистика тесно переплетены. В конечном итоге использования БПЛА против гражданской инфраструктуры должна быть признано актом международного терроризма.