О причинах религиозной безграмотности и пути решения данной проблемы в Казахстане, корреспонденту Toppress.kz рассказал эксперт по религиоведению, арабист, бывший сотрудник РГУ научно-исследовательского аналитического центра по вопросам религии, специалист в области ислама и исламских религиозных течений Марлен Муслимов.
На сегодняшний день в обществе наблюдается тенденция роста количества людей, проявляющих интерес к религии и ищущих разные способы просвещения, и по мнению эксперта, именно после распада СССР в казахстанском социуме образовался своеобразный вакуум, а из-за недостатка кадров, способных удовлетворить интерес общества к религиозному познанию начался информационный и духовный голод.
Как раз в это время, после распада Советского союза, на территории уже современного Казахстана начали появляться различные иностранные фонды, которые с радостью заняли религиозно-просветительскую нишу. Начали они с внедрения образовательных программ и грантов, тем самым вербуя нашу молодежь и выращивая из них своих идеологов, учеников. И да, на тот период – в девяностые, многие казахстанцы последовали учениям других людей. Однако на данный момент ситуация улучшилась во много раз, поскольку государством были приняты довольно основательные меры для урегулирования данного вопроса. Особенно заметно это стало после утверждения нового закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", который был принят в 2011 году. Толчком к принятию этого закона послужило широкое распространение большой численности религиозных течений по всей стране, – отметил Марлен Муслимов.
Как сообщил наш эксперт, практически все религиозные течения в Казахстане раздробились на подтечения, и уследить какое из них, откуда шло, было сложно.
Многие организации для того, чтобы использовать льготы, предусмотренные для религиозных учреждений, выдавали себя за последних. Поэтому данный закон, стал рычагом для очистки религиозного поля Казахстана от деструктивного информационного вещания. Путем внедрения религиоведческой экспертизы, регистрации или перерегистрации религиозных объединений. Посредством закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", были введены нормы и правила, согласно которым обязаны регистрироваться все религиозные объединения на территории Казахстана. Вместе с этим, проводилась работа по пресечению незаконной религиозной пропаганды. Кроме этого, все силы государство направило на усиление внутреннего официального духовенства и его кадрового потенциала. А именно религиозных деятелей, которые конструктивно относятся к религиозной политике в стране, – поделился наш собеседник.
По словам Марлена Муслимова, до регистрации религиозных объединений, в Казахстане существовало 46 конфессий, а сегодня по республике их количество составляет порядка 18 и только одна конфессия представляет ислам – это Духовное Управление Мусульман Казахстана (ДУМК).
Состояние религиозной грамотности в стране я могу оценить как стабильное. Поскольку помимо пресечения незаконной религиозной пропаганды, проводится работа по развитию отечественного религиозного образования. Примером тому служит открытие исламского университета, Казахско-Египетского Университета Исламской Культуры "Нур-Мубарак", отмечу, что его открытие – это один из ключевых моментов в истории Казахстана, с точки зрения развития и формирования кадрового религиозного состава в стране, – подчеркнул эксперт в области религиоведения.
На данный момент в Казахстане функционирует 9 медресе (религиозно-образовательное учреждение среднего звена). Бывший сотрудник РГУ научно-исследовательского аналитического центра по вопросам религии, отметил, что совсем скоро будет завершена работа по приравниванию медресе к уровню колледжа.
Также в рамках деятельности МОН РК внедряются специальные образовательные программы по религиозным дисциплинам в медресе.
Для получения азов в религиозном образовании, а именно – исламской религии, заинтересованным лицам лучше всего обращаться к представительствам ДУМК. Для освоения базового курса можно обратиться в мечеть. Все мечети, относящиеся к Духовному Управлению Мусульман Казахстана, проводят ликбез по основам ислама. А желающим продолжить свое образование рекомендуется поступать в медресе, там нет возрастного ограничения, разве что только по окончании 9 лет светского обучения, – отметил Марлен Муслимов.
По словам специалиста, в 2009-2010 годах в Казахстане имело место широкое распространение идеологов деструктивной религиозной пропаганды, чья деятельность проводилась непосредственно на базе мечетей.
Как сказал Марлен Муслимов, после введения закона в силу, большая часть деструктивных организаций была расформирована.
Каждый год, все кадры проходят переквалификацию: проходят различные экзамены и тестирование для продолжения своей религиозно-просветительской деятельности. Кроме того, все сотрудники мечетей и в ДУМК между собой знакомы, поэтому выявить деструктивного идеолога сегодня не составляет труда. Вместе с тем, практически все деструктивные объединения очень схожи, да, есть отличия, но они незначительные. У них могут быть разные цели, разные учения, разные внешние проявления в одежде, но объединяют их образ мышления и внутренние правила. Если взять, например любого радикала, независимо от религиозного направления и страны происхождения, его определяет отсутствие критического мышления, поскольку он скован рамками того, что ему позволяет его учение. Все, чему его учит харизматичный идеолог: факты, аргументы все остается только в рамках сказанного этим идеологом, сам радикал по-другому думать не умеет, потому что его критическое мышление притуплено, – прокомментировал специалист.
Поскольку человек совершенно безграмотен в религии и вместе с тем, он является представителем нетрадиционного течения ислама, то это сразу заметно.
В силу того, что критическое мышление индивидуума притуплено, а его восприятие, и умение думать шире ограничено, то и все религиозные постулаты, канонические тексты он растолковывает неправильно. Чем собственно и пользуются идеологи деструктивных религиозных учений.