"Грев", "Общак", "А.У.Е" – малопонятные для обычных людей термины, от которых веет 90-ми годами. Прошло практически 20 лет с того времени, но, увы, эти слова и обширный кодекс "воровских понятий", кажется, и не покидали общества, наоборот укрепляясь в нём, в особенности — в уязвимых умах подростков, которые и являются основными участниками этого мракобесия, даже несмотря на то, что большинство из них родилось уже в XXI веке, не застав "лихие", как тогда говорили, времена.
Огромное количество школьников так плотно привязались к этому мировоззрению уголовников и преступников, деструктивному по своей сути, что ныне АУЕ ("арестантский уклад един") является целой субкультурой, причём очень популярной. Как выглядят представители этого движения и о чём они говорят? Внешний вид их может не выделяться, но многие отчаянные ребята посредством ручек и фломастеров изображают у себя на руках тюремные татуировки – "партаки". В их речи слышатся арголизмы, что помогает распознать последователя АУЕ довольно быстро. В карманах они носят кастеты, цепи, а кое-кто позволяет себе таскать и ножи. От их компании вне школы слышатся постоянные маты, видны бутылки из-под спиртного и бычки сигарет, пусть даже "шпане", кем они считаются, не стукнуло 18 лет. Поступки, разумеется, говорят гораздо больше, чем их вид: многие из них уже стоят на учёте в детской комнате милиции, у многих есть "послужной список" в виде мелких краж, хулиганства и грабежа, а некоторые вовсе гремят за разбойные нападения. Чувствуя то, что их прикроют собратья, они готовы кричать оскорбительные для представителей правоохранительных органов лозунги, восхваляющие воровской мир. Отсутствие внимания к учёбе, презрение к общественному порядку, агрессивность и аморальность по отношению ко всем не-своим — вот облик АУЕ-шника, основа деятеля подростковой преступности в Казахстане.
Почему же так произошло и что является основным источником болезни? Имеется несколько важнейших факторов: неблагоприятная среда проживания, так сказать, "воспитание улицей", которая случается из-за невнимательности и безучастности родителей; негативные социальные тренды, в число которых вошла романтизация воровского уклада.
Первый фактор характеризуется тем, что дети из неблагополучных семей или дети, имеющие недостаток внимания со стороны родителей к своей персоне, сами ищут способы получить его, прибиваясь к определённой группе в попытке социализироваться в обществе. Это приводит их не в шахматный клуб и не в театральный кружок, а в сформированные и имеющие чёткую структуру банды. Всем хочется стать крутыми и "чёткими", и на фоне разговора о "жизни по понятиям", так называемая крутость определяется маргиналами, как умение драться, обманывать, "общаться" (когда разговор идёт сугубо с применением пресловутых "понятий"), желание преступать закон. Так можно описать возникновение костяка движения в рядовых школах, однако на этом каток не останавливается — под удар попадают и обычные дети, не уличённые в преступности. Это происходит следующим путём: ученик П. совершает "косяк" – он огрызается на издёвки старшеклассника Т., который специально провоцирует первого. После школы ученика П. отлавливает компания ребят разных возрастов и загоняет в угол, ставя конкретные условия — либо П. скидывает деньги в "общак" или "воровскую кассу", либо дальнейшее его пребывание в школе будет связано с постоянными побоями со стороны представителей старших классов. Всем понятно, что в этой ситуации выбирает ученик П. Самое страшное — он не может никому об этом рассказать: обидчики уйдут от ответственности, полагаясь на стопроцентное молчание пособников, а ему устроят «тёмную» за то, что П. стал «стукачом» или «красным» – так в тюрьме называют людей, которые пошли на сотрудничество с властями.
Безысходность подобного положения приводит в движение на правах безвольных плательщиков сотни и тысячи подростков, которые становятся частью АУЕ против собственной воли. Куда идут их деньги, трудно отследить: часть оседает у "смотрящих" – ответственных людей, которые осуществляют надзор за определённом участком, часть идёт на тот самый "грев на зону", который, якобы, отправляется в места заключения для поддержки героев и кумиров "шпаны" – "воров в законе", "блатных". Этот круговорот не заканчивается одними только денежными поборами: с учеников могут потребовать соучастия в преступлениях (воровстве, даче ложных показаний, сокрытии краденого), и со временем, понимания то, что их репутация запятнана основательно, они не находят ничего другого, кроме как продолжать свои жизнь в рамках АУЕ.
Второй фактор, способствующий маргинализции молодёжи — негативное влияние культуры, в особенности — кинематографа и музыки. Все мы наслышаны о фильмах и сериалах, вроде "Бригады", в которых описывается жизнь криминалитета в период 90-х и "сытых" двухтысячных. Самое плохое, что в этих однообразных произведениях названному промыслу не даётся однозначно плохая оценка незаконным действиям – из преступников сделали необычайно честных людей, которые оказываются справедливее официальной власти. То есть, в этих фильмах происходит масштабная романтизация преступности и восприимчивые умы молодёжи воспринимают эти образы, выбирая между охаянным законом и вознесённым на Олимп криминальным миром второе, перестав понимать "хорошее" и "плохое". Это вызывает смену авторитетов в обществе — вместо учёных, полицейских или супергероев дети стремятся стать "блатными", и музыка подогревает это желание. Двухтысячные годы характеризуются подъёмом декадентского уличного рэпа, в котором воспевались неприемлемые для общества вещи — потребительское отношение к женщинам, употребление наркотиков, оскорбительное поведение по отношению к остальным. Важной чертой становится и то, что в любой композиции полицейский становится объектом насмешки и уничижения. Эти композиции слушало большинство и данный механизм сработал основательно — подростки становились ещё более оторванными от общества, противопоставляя миру закона свой — околокриминальный. С появлением и популяризацией интернета и социальных сетей в частности, у подростков-миллениалов появилась возможность получать любую информацию и обмениваться ей. Появление групп на АУЕ тематику стало лишь вопросом времени и вот — сотни групп продвигают "понятия" в сети интернет, захватывая новые умы подрастающего поколения.
Казахстан затронут этой субкультурой полноценно, как и другие страны СНГ — в городах и даже в сёлах. В памяти живо воспоминание о «районских движениях» в последние годы XX века — это то же самое АУЕ, только резко переходящее от слов к делам — в начале 90-х годов (1991-1995) в стране было совершено около миллиона преступлений разных степеней тяжести, и основными деятелями как раз выступали "пацаны с района", но впоследствии уровень преступности пошёл на спад — в двухтысячные динамика демонстрировала постоянный спад до 2011 года, когда уровень преступности резко возрос. Самым удивительным и печальным было то, что повышение количества совершаемых преступлений было вызвано подростками. До 2017-2018 годов уровень подростковой преступности либо не изменялся, либо показывал рост. Основные статьи, по которым им предъявляются обвинения — воровство, грабёж, разбойные нападения, побои, хулиганство — многое совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Как государство борется с этим? С 2013 года в стране действует система ЦАНов — Центров адаптации несовершеннолетних, в которых беспризорниках и проблемным детям оказывается помощь в социализации и прочих аспектах их жизни. Через них прошли тысячи детей и это дало свои плоды — на сентябрь 2018 года зафиксировано крупное снижение подростковой преступности (на 27%) в Казахстане, как передаёт МВД РК.
Ограничен приток вредной информации — в социальных сетях в период с 2011 по 2017 годы проведена масштабная блокировка групп и сообществ, посвящённых воровскому миру и А.У.Е — их охват на территории Казахстана стремится к нулю. В учебных заведениях ведётся постоянная профилактика детской преступности — детям дают понять, что закон может их защитить от любого «смотрящего» и что о случаях нарушения закона всегда нужно говорить в открытую. Масштабная работа государства с подростками имеет определённых успех, однако без всеобщего участия в устранении А.У.Е движения достичь ничего нельзя: родители, важные акторы в этой проблеме, должны уделять своим детям больше внимания на протяжении всего срока обучения и замечать изменения в поведении ребёнка, ведь сегодня или завтра, без надзора, он может оказаться на месте ученика П. и впоследствии быть втянутым в реальное преступление, что может сломать ему жизнь в дальнейшем.
Однако есть и приятные новости: так, анализ первых месяцев этого года показал уменьшение количества преступлений, совершаемых подростками: с 966 до 945.
Юрий Оксамитный, Представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), сказал, что цифры верные, добавив, что на сегодняшний день в закрытых исправительных учреждениях находятся около пятидесяти детей. Семь-восемь лет назад эти цифры составляли триста-четыреста человек.
"Казахстан – это единственная страна в Центральной Азии, где серьезное внимание уделяется правосудию в отношении несовершеннолетних и проводится комплексная работа. Потому что это не только суды и адвокаты, это по существу целая система с использованием альтернативных мер наказания. Ведь в принципе главная задача состоит в том, чтобы предотвратить преступление в отношении несовершеннолетних или совершенное несовершеннолетними", – подчеркнул Юрий Оксамитный.