Мы продолжаем знакомить вас с религиозными и культовыми объектами, которые стали известны общественности благодаря подпрограмме «Сакральный Казахстан», которая, в свою очередь, входит в масштабную программу «Рухани жаңғыру».
В соответствии с названной подпрограммой, к религиозным и культовым объектам, являющимся местами поклонения, относятся сакральные объекты, связанные с феноменом «әулие» (на русском языке – «святые»).
Данный список включает в себя древние легендарные личности эпохи дотюркского периода, эпох общетюркского единства и реальные исторические лица позднего средневековья вплоть до конца ХІХ – начала ХХ веков. Каждый из мемориальных памятников связан с конкретным местом, о котором существуют предания мифологического, исторического и религиозного содержания.
Мавзолей Айша-Биби
Мавзолей Айша-Биби – один из самых интересных и уникальных памятников архитектуры Казахстана, построенный в XII веке. Аналогов ему нет и по сей день в архитектуре и искусстве ни Казахстана, ни во всей Центральной Азии: он декорирован прекрасной сплошной облицовкой, состоящей из терракотовых плит и украшенной орнаментами шестидесяти видов.
История не сохранила точный сведений о шедеве зодчества эпохи Караханидов, но в народе он считается памятником трагической любви. Всего существует более двадцати восьми версии истории о любви прекрасной Айша-Биби и храброго Карахана, мы остановимся на наиболее распространенном варианте.
В соответствии с ним Айша была дочерью поэта и ученого Хакима Сулеймена Бакыргани, после смерти которого была отдана на воспитание в семью шейха Айкожи. Позже она полюбила молодого правителя Тараза Карахана, и тот ответил ей взаимностью. Карахан пришел к Айкоже просить руки красавицы, но тот ему отказал. Тогда Айша сбежала из дома и поехала к возлюбленному в Тараз. К несчастью влюбленным не было дано воссоединиться в этой жизни – на берегу реки Аса девушку укусила ядовитая змея, которая спряталась в ее головном уборе. И именно на месте ее гибели, в память о красоте и самоотверженности Айши был воздвигнут мавзолей.
Существует еще одна популярная версия: Айша стала все-таки женой Карахана, но скончалась раньше положенного срока. Безутешный правитель собрал вместе лучших мастеров, которые построили невиданной красоты мавзолей. И сегодня мавзолей Айша-Биби – место паломничества для всех, кто мечтает о ребенке, но не может его иметь по каким-либо причинам.
Мавзолей Бабаджа-Хатун
Строительство этого памятника средневековой архитектуры напрямую связано с легендами об Айша-Биби и Карахане.
Бабаджа-Хатун, которая была няней Айши, после ее смерти стала смотрителем мавзолея, а после того, как скончалась и няня, ее похоронили специальной возведенном мавзолее в двадцати шагах от ее воспитанницы.
Мавзолеи Айша-Биби и Бабаджа-Хатун не только являются величественными и прекрасными памятниками архитектуры и священным местом для месульман которые ежегодно совершают хадж в тех местах. Помимо всего прочего и к мавзолею Айша-Биби, и Бабаджа-Хатун приходят женщины, мечтающие о семейном счастье и потомстве.
Наиболее отличительная черта мавзолея Бабаджа-Хатун – шестнадцатиреберный шатер-купол, установленный на «звездчатом» барабане, насчитывающем шестнадцать граней или ребер. Э.М. Байтенов писал, что мавзолей Бабаджа-Хатун – «один из самых ранних мавзолеев с шатровым куполом». Возможно, что он – первый в истории архитектуры и искусства мавзолей с ребристым шатром, ведь другой известный мавзолей – Кумбез Манаса – относится к монгольскому периоду и датируется пятнадцатым веком.
Мавзолей Алаш-хана
Мавзолей, построенный мастерами зодчества в XI-XII веках в честь Алаш-хана, чье имя связано с появлением в казахском народе трех жузов. Как пишут исследователи, в первой половине IX- X веков, казахи именовали себя народом «Алаш», что придает еще одно важное значение этому памятнику архитектуры.
По легенде Алаш-хан – это прародитель шести основных племен, существовавших в Казахском ханстве. Он был умным и справедливым политиком, честным судьей, мудрым правителем, который объединил воинствующие тюркские племена.
Шокан Валиханов, собиравший сказания об Алаш-хане, рассказал такую версию. Туркестанский хан Красный Арслан никак не мог полюбить своего преждевременно родившегося сына, и назвал его Алашем. Повзрослев, наследник хана Туркестана за короткий отрезок времени собрал вокруг себя единомышленников, объединил племена кочевых тюрков и завоел славу и авторитет как у просто народа, так и у высшей знати и политиков. Его почитали как правителя, создавшего первое казахское государство Алаш.
Известный историк Ж.Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов», занимавшийся сравнительным изучением легенд об Алаш-хане, написал следующее.
«До Алашахана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз – боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим девизом стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов».
Что касается самого мавзолея, то он стал единственным из средневековых мавзолеев, которому открыто подражали, и это стало даже традицией в степях Центрального Казахстана в XIX – начале XX веков. Наиболее яркий пример прямого подражания – мавзолей Дузена Сандыбаева, воздвигнутый в 60–х годах XIX века. Легенда гласит что строитель этого мавзолея – Сералы Еламанулы – каждый день ездил к мавзолею Алаш-хана, чтобы лучше изучить все его тонкости.
Комплекс Тектурмас
Данный комплекс построен над могилой Султана Махмуда Хана, в долине реки Талас Жамбылской области. По легендам, святой при жизни не отличался от своих современников ни внешним видом, ни манерами и поведением, ни стилем общения – ничего примечательного в нем не было, с единственной оговоркой, что он был очень верующим и набожным человеком, соблюдавшем все правила. Султан Махмуд Хан говорил, истинный смысл жизни состоит в полном отречении человека от мирской жизни и признании верховенства ислама над всеми прочими религиями.
С семи лет отец святого – будущий имам, начал обучать его всем нормам и тонкостям ислама в подземном медресе. Возможно, там и сложились его взгляды, ведь он изучал Коран вне всех благ и соблазнов мирского мира, в комнате, в которую едва попадали солнечные лучи.
С возрастом стали еще больше проявляться его уникальные способности – так, он стал известным врачевателем. Несчастные больные, потерявшие всякую надежду на выздоровление, исцелялись от всех недугов у Тектурмаса. Он лечил даже проказу, которая в то время была крайне распространена среди простого народа и считалась неизлечимым заболеванием. Собственно, поэтому его и стали называть святым Тектурмасом – не теряя ни секунды времени, он лечил людей и в разъездах, и на месте, ничего не требуя от людей, говоря: «Аллах дает вам как болезнь, так и лекарство от нее, а я всего лишь посредник».
Для всех у Тектурмаса находилось доброе слово и совет – он помогал и инвалидам, и людям с ограниченными возможностями, и просто запутавшимся в жизни. Рассказывали, что он мог поднять на ноги человека, разбитого параличом много лет.
Существует еще одна версия: в соответствии с ней, Тектурмас был военачальником при династии Караханидов, проверяя все караваны и их путников на подконтрольной ему территории. За свою неугомонность он и получил свое прозвище «Тектурмас».
По другой легенде, на том месте, где сегодня стоит мавзолей Тектурмас, примерно пятьсот лет назад стоял город, которым правили калмыки. Заручившись поддержкой знаменитого Эмира Тимура, местное население решило прогнать калмыков. Войско, возглавляемое Тимуром, начало движение из Самарканда в сторону города калмыков, и те решили не оставить ничего в городе. Калмыки собрали все имеющиеся ценности и предметы быта, не вошедшие в багаж, забросали ветками саксаула и подожгли. Так что войско Эмира Тимура нашло только обуглившиеся останки города, а калмыки уехали в неизвестном никому направлении.
Некрополи и подземные мечети Мангистау
Бекет-ата – некрополь, архитектурныйи исторический памятник. Несмотря на труднодоступность, является местом массового паломничества. Бекет-ата – предсказатель, жил, по преданиям, во второй половине восемнадцатого века. Он исцелял людей: к нему приходили немощные и страдающие, он даровал им здоровье и жизненные силы. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-ата наставлял верующих жить правильно, быть справедливыми и творить добро.
Шопан-ата – некрополь, один из крупнейших и древнейших погребально-культовых комплексов Казахстана. Многочисленные сооружения ансмбля датируются широким временным диапазоном между ІХ и ХІХ веками. По легенде, Шопан-ата был проповедником, обучавшимся у легендарного суфия Ахмеда Яссауи, который, однажды, собрав всех учеников, дал им задание отправиться проповедовать ислам в разные концы света. Место назначения каждого должны были определить стрелы, запущенные учениками. Стрела Шопан-ата долетела до Мангистау, где он и остался проповедовать учение ислама.
Караман-ата – один из миссионеров-проповедников, распространявших учение ислама в Мангистау. В преданиях Караман-ата был сыном Ихсана (Есен-Ата) и внуком Шопан-Ата. Так же, как и его дед, он творил много чудес, построил мечеть на расстоянии одного дня пути от могилы деда Шопан-Ата.
Шакпак-ата (Чахмаг-ата, Шахмардан; буквально – «старец-кремень» – подземная мечеть, уникальный памятник культовой архитектуры. Мечеть считается самым древним памятником зодчества. По одному из многочисленных преданий Шакпак-ата – это вовсе не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами неспроста: от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры. Его описывали как повелителя змей и покровителя умерших. Вместе с тем считалось, что он был внуком Шопан-ата.
Султан-эпе – уникальный памятник ІХ-ХІІ веков, сооруженный на краю громадного каньона, недалеко от морского побережья. Султан-эпе – святой, защитник мореплавателей. По легенде, однажды отец созвал к себе сыновей. Но младший сын не пришел на его зов, чем вызвал гнев отца. Представ перед отцом спустя время, Султан-эпе поведал ему, что был занят, помогая мореплавателям. В некрополе Султан-эпе над могилой святого установлены длинные деревянные шесты, по которым, по преданию, святой поднимается, чтобы творить свои чудеса и помогать просящим о помощи.
Мавзолеи Ушкан-ата и Акмешит
На полпути между переправой через реку Эмба и северным чинком Устюрта находится некрополь Ушкан-ата. На карте местности некрополя написано следующее: «Каменные развалины и соленый колодец. Ключи Учкан».
Так как некрополь Ушкан-ата – чоень крупное сооружение, оно сделано из сырцовых кирпичей, а в его юго-западной части очень давно находилась мечеть. С течением времени, к сожалению, от первичного сооружения остались лишь руины, но балбалы и кулпытасы – надмогильные каменные стелы сохранились неплохо по сравнению с другими частями некрополя. Судя по эпиграфике и тамгамв кулпытасах, здесь хоронили знатныхпредставителей различных казахских родов.
Существуют две легенды происхождения названия некрополя: первая – в этой местности погиб великий и «всеведающий» ученый муж Ушкан-ата, спешивший из Египта совершить месть своим врагам, которые уничтожили его род. Как гласит легенда: «Ушкан-ата был одним из проповедников мусульманской религии, живший в начальный период ее проникновения в казахскую степь. И как полагается всякому аулие-святому, он совершил при жизни целый ряд чудес, в том числе ударами своего посоха… создал здесь неиссякаемый родник, обильная вода которого утоляла жажду живых существ окружающей пустыни…».
Вторая легенда – название некрополя связано с названием рудника Уш-Аккан или «Три течения» («Три родника») и его водой, обладающей целительными свойствами.
«Обширный некрополь, состоящий из более двух тысяч захоронений, сочетание малых форм элементов памятников-кулпытасов, койтасов, сандыктасов и сагана с небольшими оградами из тесаного камня. Имеются более крупные монументальные формы в виде купольных мавзолеев и саганатамов, обладающие далеко неравноценными архитектурно-художественными достоинствами. Многие кулпытасы считаются произведениями камнерезного искусства. На некрополе Ушкан-ата хоронили представителей различных родов – в основном, здесь лежат люди из родов Младшего жуза: кете, адай, шекты и других», – так о некрополе пишет историк С. Ажигали.
Некрополь Акмешит – это небольшое строение, вырезанное прямо в скале, основным его объектом является подземная мечеть на реке Жем. Мечеть была воздвигнута Бекетом-ата, в течение семи обучавшемся в мусульманских медресе в Хиве, чтобы самому потом учить нормам ислама детей своего аула. По преданию, мечеть была построена в начале девятнадцатого века Кулшаном, который был учеником талантливого религиозного просветителя и исламского богослова Бекет-ата.
Научно-историческая литература девятнадцатого века много писала о некрополе Акмешит: так, Э. Эверсман, российский исследователь посетил Мангистау и Жем и написал об этом.
«Мечети на Устюрте украшены персидскими, арабскими и татарскими надписями. Такие сооружения были воздвигнуты Бекетом в четырех местах. Третий по счету находится на реке Жем. В рукописях говорится, что в дни своей молодости Бекет Ата жил в Акмешите».
Русский путешественник А. Алексеев, проводя топографическое исследование Устюрта, также писал об Акмешите: «50 лет назад (1803 год) в верховьях реки Эмба Бекет возвел Акмешит, как летнее пристанище. В этой мечети он учил мальчиков грамоте и письму … Когда дыра идет прямо на юго-запад, она ведет вниз на три сажени, а затем переносит ее в круглую комнату диаметром 21/2 сажени высотой 4 аршина. Крыша была плоским куполом, посреди которого отверстие повреждено.Две ямы вырыты по обеим сторонам комнаты, у входа; по рассказам казахов, это ямы для пресной воды. В правой части есть небольшая комната, которая соединена с первой дверью, там же стоит железный посох, закругленный по краям и направленный острием вниз. В юго-западной стене первой комнаты вырезана другая дверь, ведущая в круглую комнату, которая немного больше первой, с куполом, установленным в центре с четырехтактной колонной. В комнате не было пола; стены грубые, но все в порядке».
Писал о некрополе и путешественник А. Дюгамель в 1867 году: «… в хребтах Акбор есть пещера, напоминающая волчью нору; через узкий проход, в который один человек еле пролезет, вы попадаете в маленькую комнату. На улице есть колодец. Справа еще одна комната. Между ними закреплена рогуля. Акмешит был построен 50 лет назад. После смерти Бекет был похоронен в Огланды».
Кроме мечети, ансамбль Акмешита состоит и собственного самого некрополя, представляющего собой тридцать два надгробных камя, два валуна, два купольных мавзолея и один саганат. Его тринадцать надгробных камней – большая архитектурная и историко-этнографическая ценность для истории Казахстана.