Несмотря на то, что причин коррупции насчитывается достаточно большое количество, первоочередной, разумеется, являются экономические причины. Однако и их решение не дает гарантии мгновенного и автоматического снижения коррупционных действий.
То есть, даже если и у населения, и у представителей государственного аппарата зарплаты будут гораздо выше, чем сейчас, это не значит, что в стране коррупция полностью исчезнет.
Исследователи утверждают, что, анализируя причины коррупции и разрабатывая механизмы борьбы с ней, нельзя забывать об истории развития страны и ее особенностях. Особое внимание необходимо уделять специфике «чиновничьего аппарата».
Росту коррупции особенно способствуют частая смена руководства, и как следствие – нестабильная политическая обстановка в стране. У населения нет уверенности в завтрашнем дне, и поэтому оно идет на риск, совершая противоправные действия, в том числе – коррупционные.
Вообще, в мире комплекс причин, по которым возникает коррупция, выглядит следующим образом.
Причины экономического характера:
- низкие зарплаты государственных служащих;
- высокие налоги;
- отсутствие общественного контроля.
Причины сферы государственно-правового регулирования:
- недостаточно проработанные законы;
- низкий уровень подготовленности госорганов;
- коррумпированность представителей власти на всех уровнях;
- игнорирование властями случаев коррупции, когда на нее просто «закрывают глаза»;
- низкая эффективность механизмов борьбы с коррупцией.
Причины социально-нравственного характера:
- морально-нравственная деградация населения;
- нежелание уходить от старого, как мир, способа решения проблем посредством взяточничества и подкупа;
- круговая порука как мелких чиновников, так и их руководителей.
В принципе, данные причины, общие для всех стран – имеются лишь незначительные, по сути, отличия . Проанализировав все имеющиеся данные, исследователи выделили пятерку самых главных причин коррупции:
- низкая заработная плата государственных служащих;
- кризис в стране;
- уязвимость законов, их общее несовершество;
- личная заинтересованность представителей власти;
- попустительство руководящих органов по отношению к коррупционным действиям.
В Казахстане борьба с коррупцией является одной из наиболее приоритетных задач, ведь для него, как для развивающегося государства, обладающего большим потенциалом, просто неприемлемо иметь в своем багаже такое негативное явление.
При создании законов и нормативно-правовых актов, регулирующих сферы, подверженные коррупции, особое внимание уделялось формированию в обществе нетерпимости по отношению к случаям проявления коррупции. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в этом отношении сказал следующее:
«При принятии закона о противодействии коррупции я обращался ко всем, заявив о том, что поблажек не будет никому, и никто не сможет уйти от наказания, если он совершил коррупционные преступления. В последние годы проведена большая работа в этом направлении».
Так, в 2017 году Казахстан занял 122 место в Индексе восприятия коррупции, значительно улучшив свои позиции по сравнению с 2016 годом, когда его место в рейтинге было 131-м.
Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции РК прокомментировало эту ситуацию следующим образом:
«Казахстан, являясь участником данного рейтинга с 1999 года, впервые набрал 31 балл, что позволило выйти из категории наиболее коррумпированных стран, превысив пороговое значение в 30 баллов. <…> В прошлом году Агентством проделана значительная работа по взаимодействию со всеми девятью международными рейтинговыми организациями, в том числе организованы выезды и встречи с представителями данных организаций в Германии, Швеции, Швейцарии и США. По результатам их исследований наблюдается улучшение показателей по коррупции IHS Global Insight, Фонда Бертельсмана, Международного института развития менеджмента, Всемирного проекта правосудия, Проекта многообразие демократии, журнала "The Economist". Достижение таких результатов является началом эффективного сотрудничества гражданского общества, бизнес сообщества и государства в формировании "нулевой" терпимости к коррупции».
Комитет государственных доходов (далее – КГД) также не остался в стороне от проводимых в стране противокоррупционных действий. Внимательно проанализировав итоги 2017 года, ведомство пересмотрело деятельность подразделений внутренней безопасность, акцентировав внимание на выявлении и пресечении собственными силами системных фактов коррупции. Иначе говоря – Комитет выявляет всех участников преступления – от самого исполнителя до его непосредственного руководителя.
За первые четыре месяца 2018 года подразделения УВБ зарегистрировали 41 досудебное расследование, 20 из которых – коррупционные преступления. по коррупционным преступлениям – 20).
На постоянной основе сотрудникам органов государственных доходов прививается отношение «нулевой терпимости» к любым случаям проявления коррупции. Подразделения внутренней безопасности КГД предотвратили четыре факта выдачи взятки работникам ОГД (Алматы – 2, Кызылординская область – 1, Южно-Казахстанская область – 1).
Кроме этого, во исполнение реализации реформы «Правовое государство без коррупции», Комитет заключил меморандум о взаимном сотрудничестве с Республиканским общественным объединением «Первый антикоррупционный медиа-центр». Совместно с центром Комитет уже запланировал ряд мероприятий по выявлению коррупционных рисков в работе органов государственных доходов и оценке эффективности принятых в прошлом антикоррупционных мер.
Департамент Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Астане также недавно озвучил обнадеживающие цифры: по данным, предоставленным Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в 2017 году зарегистрировано на 13 процентов меньше случаев коррупционных правонарушений, чем в 2016 году. Так, в 2017 зарегистрировано 2452 случая правонарушения, а в 2016 их было 2807 – положительная динамика, как вы видите, очевидна. Увеличилась бдительность и в случае выявления тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений: основную массу среди них составляют случаи взяточничества – 1245 или 51 процент, хищения и мошенничества – 808 или 21 процент, а также злоупотребления полномочиями – 388 случаев или 16 процентов.
Если рассматривать регионы, то в 2017 году лидерами по проявлению коррупции стали Алматинская, Кызылординская, Атырауская и Жамбылская области и город Алматы. А компания «ПРЭКО Консалтинг» опубликовала результаты своего социологического исследования «Определение уровня восприятия коррупции», из которых стало видно следующее. По сравнению с 2016 годом увеличилось количество людей, отрицательно относящихся к коррупции – с 60,7 процента до 81,4 процентов. Повысилась и антикоррупционная активность казахстанского общества: 55,5 процента опрошенных сообщили, что готовы лично поддержать государство в деле по снижению коррупции, в то время как в 2016 процент подобных людей составлял 53,1 процента.
Портал «АtamekenBusinessChannel»сообщает следующее: «Наибольшее количество фактов коррупции приходится на служащих акиматов всех уровней, сотрудников органов внутренних дел и работников квазигосударственного сектора.
Распространению правонарушений в сфере образования способствуют неоправданно широкие финансово-хозяйственные и распорядительные полномочия должностных лиц, которые нередко сопровождаются такими коррупционными правонарушениями, как получение взяток за признание победителем конкурса, подписание фиктивных актов, хищение денег в преступном сговоре и так далее.
Коррупционные преступления в сфере сельского хозяйства в основном связаны с хищением бюджетных средств путем завышения фактических объемов сельхозпроизводства при субсидировании, несовершенством работы специальных комиссий при организации выдачи субсидий, а также пробелами, коллизиями и противоречиями в НПА.
В дорожном строительстве анализ правоприменительной практики показал, что в своей основе коррупционные риски связаны с госзакупками при определении поставщика услуг, завышением стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации, наличием так называемых откатов чиновникам, экономией средств на строительные материалы, что впоследствии пагубно влияет на качество дорог».
На основе всего вышесказанного, особенно отрадно, что Казахстан, в отличие от многих стран, в которых борьба с коррупцией развивается слишком медленно, демонстрирует высокий уровень развития борьбы с этим неприятным явлением.