Вокруг ловкого и находчивого парикмахера из Севильи 12 октября на сцене "Астана Опера" развернулось настоящее захватывающее действо, сообщает пресс-служба театра. Самая ожидаемая премьера сезона прошла с ошеломляющим успехом – театр посвятил ее 20-летию столицы, а поддержку спектаклю оказало Министерство культуры и спорта РК.
"Севильский цирюльник" – едва ли не самая знаменитая комическая опера из всего репертуара музыкального театра. Разобраться с проделками цирюльника руководство "Астана Опера" пригласило известного итальянского режиссера Альфонсо Антониоцци. Вместе с выдающимся сценографом современности Эцио Фриджерио и художником по костюмам обладательницей премии "Оскар" Франкой Скуарчапино он решил не переносить действие в другое время, а представить столичной публике оригинальную постановку, какой ее видели зрители XVIII века.
Богатая сценография на протяжении всего спектакля поражает своим великолепием взоры публики. За окнами масштабного итальянского дома происходят постоянные перемены, то порывистый ветер гнет деревья, то льет проливной дождь, а еще зрителей радуют роскошные пейзажи города, пышно цветущие растения и корабли. У каждой картины есть свое значение: явления природы передают настроение героев. Так, ливень начинается, когда граф пытается освободить свою возлюбленную из-под гнета Бартоло, гром и молния, изображённые на 4D проекции в сцене клевета, аллегорически говорят нам о магической силе слова, которое может уничтожить репутацию любого человека. В финальной сцене зарево фейерверков заливает золотым цветом все пространство площади. Салюты – символ радости – сопровождают приезд Графа Альмавивы вместе со своей возлюбленной Розиной на удивительно роскошной карете. В каждой из этих сцен читается неизменно тонкое чувство стиля Эцио Фриджерио. Особый почерк мастера узнается и в колоннах, выполненных в сине-золотом цвете, передвигаются они плавно в автоматическом режиме, будто танцуют под искрометную музыку Дж. Россини.
Благодаря последним современным технологиям Альфонсо Антониоцци смог воспользоваться в своей постановке рядом интересных режиссерских приемов, например, «театр в театре», который в данном случае выражает содержательную суть оперы – все здесь игра: не стоит принимать за чистую монету все, что происходит на сцене. Это становится понятным в картине урока музыки, когда Розина (Салтанат Ахметова) поет, а на заднем фоне возникают видеопроекции, изображающие роскошные ложи, создающие театральную атмосферу.
Подобный спектакль, несмотря на свою легкость, комичность, – настоящее испытание для солистов. Дело в том, что постановка насыщена действиями, артистам постоянно приходится активно двигаться, жестикулировать, одним словом, виртуозно играть. Но, как известно, мы пришли в музыкальный театр, а значит, основная задача вокалистов – блистательно петь. К слову, совместить обе задачи артистам все же удалось.
Когда на сцене появляется Фигаро (баритон Сундет Байгожин), он сразу же очаровывает слушателей своим обаянием, красотой и мощью голоса, остроумием и ловкостью. Зал подхватывал и подпевал вместе с артистом знаменитые арии главного героя. Плут Фигаро Байгожина получился легким, изящным и в меру пронырливым. Подстать ему была и Розина (сопрано Салтанат Ахметова), в соответствии с ролью озорна, кокетлива, она с легкостью создавала интриги вокруг себя. И в целом, ее образ получился цельным как вокально, так и артистически. Певица меняла костюмы прямо на сцене, здесь нужно отдать должное художнику по костюмам Франке Скуарчапино, потому что все наряды артистов – не просто оригинальные, но еще и модные, они выглядят весьма актуально и в наши дни. Тенор Дамир Садуахасов в роли графа Альмавивы смотрелся весьма убедительно, его лирический герой с выразительным взглядом, красивым мягким голосом покорил сердца публики. Уморительный учитель музыки – Базилио (Барсег Туманян) показан режиссером немного неряшливым и зацикленным на достижении своей цели – нажиться на всем, чем только можно. Знаменитая ария клеветы была исполнена ведущим солистом «Астана Опера» безупречно. Подозрителен и самонадеян Бартоло (Евгений Чайников) – как и все остальные герои спектакля, плетет интриги, но в итоге сам оказывается обманут. Яркими и запоминающимися были исполнители ролей Берта – Татьяна Вицинская, Фиорелло – Талгат Галеев, офицер – Жанат Шыбыкбаев.
Интересно, что персонажи в этой опере время от времени ломают "четвертую стену", то есть герои во время действия поворачиваются к зрителям и объясняют им, почему они совершили тот или иной поступок, что вызывало определенное оживление в зале.
Известно, что чем музыка старше, тем сложнее исполнить ее типовыми голосами и инструментами. Но когда за дирижерский пульт становится маэстро Алан Бурибаев, музыкантам оркестра и вокалистам все по плечу. Музыковеды говорят, что блистающая красотой великолепных мелодий, органично связанных с остроумными текстами, опера полна юмора, неистощимого оптимизма, забавных путаниц и курьёзных ситуаций. Мастер буффонады, Дж. Россини создает ряд неотразимых музыкальных портретов, подбирая для каждого персонажа свою "изюминку", свои особенные, неповторимые штрихи. Благодаря маэстро А. Бурибаеву все эти музыкальные краски становятся яркими и свежими. Сверкающие пассажи флейт живописуют ночную бурю, в изящном терцете слышатся пылкие чувства влюбленных, особо виртуозно звучал жизнерадостный финальный ансамбль с хором. И видно, что главный хормейстер "Астана Опера" Ержан Даутов проделал большую работу.
Творческая интеллигенция, музыкальные критики, министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы посетили оперу "Севильский цирюльник" и высоко оценили мастерство труппы.