Чуть ли не ежемесячно пишу про то, как нашим не многочисленным предпринимателям не дают работать, причем чиновники, которые призваны их защищать. Что за тренд такой: рубить сук, на котором сидишь, ну где хоть какая-то логика и забота о тех, на ком держится экономика нашей страны?
– У нас в центре говорят постоянно правильные и верные вещи, а в регионах все живет по своим правилам, – признался директор ТОО “Жас-Канат” Кайрат Маишев.
История внезапного спора его птицефабрики и Костанайского антимонопольного комитета очень активно описывалась в материалах газеты “Время”. Вкратце, антимонопольщики усмотрели в работе “Жас-Канат 2006” необоснованное подорожание цен на яйцо. Руководитель Костанайского департамента естественных монополий инициировал расследование в отношении “Жас Канат 2006”, но администрации птицефабрики удалось отменить через суд приказ о проведении расследования в связи его незаконностью. В тот период, фактически, подорожание имело сезонный характер, при этом компания продавала яйцо около 170 тенге за десяток, в то время как в магазинах и на рынках, как мы знаем, ниже 300 тенге их не бывает. Почему тогда радетели адекватных цен не проверяют коммерсантов, которые, выходит, диктуют нам цены, тем более что такие наценки происходят не только с яйцами, но и со всей остальной продукцией?
– От того все и идут перепродавать, а не производить, потому что это проще, но если все будут заниматься коммерцией, что тогда будет в Казахстане? – продолжил Кайрат Маишев, – Просто поживите со мной один день на производстве, это же целая Вселенная, которой приходится управлять. В 2007 году мы построили фабрику на пустом месте, за это время мы увеличили отчисления налогов с миллиона в год до 200, в то время работали 38 человек, а сейчас 300, мы производили 7 миллионов яиц, а сегодня 250 миллионов. При этом за последние несколько лет у нас прошло около 10 крупных проверок, даже обыски были, аудиты, я оставлял проверяющим ключи и говорил: ищите, что вам нужно, и уходил, потому что работа стояла. Мы – белая компания, нам нечего скрывать и суды состоялись в нашу пользу. Да, иногда ошибаемся, но признаем свои ошибки и исправляем их, но зачем придумывать проблемы на ровном месте? Недавно мы привлекли инвесторов из Украины и Голландии для строительства бройлерной фабрики по производству мяса птицы, чтобы перестать быть зависимыми, производить экспортный товар, но, когда они увидели наши тяжбы с антимонопольным органом, то извинились и пошли работать в Россию.
– Скажите, насколько вы подняли цены на яйца и почему, как это отразилось в целом на рынке, антимонопольный комитет ведь этим озабочен?
– Сразу скажу, что в Казахстане 33 птицефабрики, только в нашем Костанайском регионе их три, и наша компания занимает около 30 процентов рынка здесь, это также установлено в суде, так что о какой монополии может идти речь? Выбор на рынке огромный, цена у всех разная. Кстати, наши цены были не самыми высокими, у той же “Агроинтерптицы” подорожание в 2016 году составило на 62,5 процента, а у нас на 57,7 процентов. Этот бизнес сезонный, в летний период спрос на яйцо меньше, чем в зимний, потому и цена летом падает. Чтобы выстоять, а корма, оборудование мы покупаем еще и за доллары, нужно держать среднюю цену, лавировать, и когда она меняется в зависимости от сезона – это называется не повышение, а возвращение к прежним ценам, мы не можем ведь работать в убыток себе. Мы объясняли это антимонопольному органу, предлагали мониторить нас по итогам года, оценивать по прибыли, марже, все ведь открыто, но нас не слушают.
– Почему в материалах газеты “Время” нет Ваших комментариев, к Вам обращались журналисты?
– Хотел бы отметить, что суд состоялся еще в ноябре 2017 года. По истечении более 6 месяцев, 26 июня 2018 года в газете “Время” размещена статья “Игра в монополию”, где были приведены сведения о ТОО “Жас-Канат 2006”. При этом к нам за предоставлением информации никто не обращался. Мы были очень удивлены, что корреспондент с такой легкостью расписывает сведения по ТОО “Жас-Канат 2006”, не убедившись в их достоверности. 3 июля 2018 года мы отправили опровержение в газету с приложением всех документов по почте и по электронной почте, передали их автору статей Станиславу Киселеву и главному редактору. В последующем я нашел телефон Киселева, позвонил ему и предложил встретиться. На встречи мною было опять же предложено при размещении статей касательно ТОО “Жас-Канат 2006” обращаться к нам за информацией, Киселеву предоставил свой личный сотовый телефон, предложил организовать поездку на птицефабрику, чтобы корреспондент своими глазами мог увидеть птицефабрику и ознакомиться с процессом производства. Содержание статьей, не связанных с ТОО “Жас-Канат 2006”, мы не можем комментировать, о чем также было сказано корреспонденту.
Но до сегодняшнего дня, к сожалению, наше опровержение газетой “Время” не опубликовано, а корреспондент Киселев на связь с нами больше не выходил.
– Скажите, а такое пристальное внимание антимонопольщиков только к вам? Вы первые, кто с ними судился?
– Нет, я знаю, что ТОО “Торгайский элеватор” тоже через суд уменьшил сумму конфискации монопольного дохода с 160, 2 миллионов до 1,4 миллиона тенге, то есть антимонопольщики высчитали с предприятия лишние 155 миллионов тенге. Также ТОО “Фурмановский элеватор”, в судебном порядке доказал незаконное взыскание с них антимонопольным органом Костанайской области 189 миллионов тенге.
Вы представляете, какие ошибки допускает антимонопольный орган Костанайской области? Почему об этом газета “Время” не пишет?
Самое страшное, что такие ошибки не только подрывают инвестиционный климат в регионе, но и просто могут уничтожить бизнес.
Почему к нам такой интерес со стороны руководителя антимонопольного органа Костанайской области, мы не знаем, можем только догадываться. Кстати, аналогичный вопрос был задан судебной коллегией Костанайского областного суда к представителю Департамента. Дело в том, что антимонопольный орган Костанайской области в суд представил служебную записку, согласно которой в 2016 году повышение цен на яйцо в Костанайской области произошло у всех трех производителей, а наибольшее – у ТОО “Агроинтерптица”. Но расследование назначено только в ТОО “Жас-Канат 2006”, почему? Вопрос остался открытым.
Касательно статей в газете “Время”, их содержания и законности размещения, я думаю, это должны проверять компетентные органы, в том числе, и те которые выдали лицензию данной газете.
Самое интересное из всей этой ситуации, что антимонопольный орган Костанайcкой области нарушает законы, ошибается в расчетах, и что вы думаете – до сих пор за это никто не понес наказания. Если бы бизнес допустил ошибки, то сразу бы ответил миллионными штрафами, а вот государственные чиновники антимонопольного органа Костанайской области никак не ответили за допущенные нарушения. Получается, что у нас не все равны перед законом?
– Что Вы сегодня намерены делать?
– Мы доказали через суд, что расследование было назначено незаконно, проверки отменены. Однако представители Антимонопольного комитета не успокаиваются, через СМИ пишут про нас негативные статьи. Как только прошли судебные процессы, мы обратились в их вышестоящий орган, чтобы рассмотрели вопрос о привлечении должностных лиц, к ответственности за допущенное нарушение закона.
Мы не хотим конфликтовать, мы лишь хотим, чтобы ни нам, ни другим бизнесменам не мешали работать.
Беседу вела Полина Шиманская