ГАТОБ имени Абая – без преувеличения легендарное место для культуры Казахстана, да и далеко за его пределами о нем знают как о пространстве, в котором живет искусство в самых великих и прекрасных его проявлениях. Мы привыкли воспринимать его как нечто глобальное, колоссальное, величественное, один его вид способен пробрать до мурашек людей, для которых культура – не пустой звук.
И все же даже в нем можно найти что-то очень личное и даже лирическое, как, например, Сергей Калмыков на своей картине показал нам совсем другой театр – с невероятным теплом и чувством изобразив место, ставшее ему, без преувеличения, домом. Пусть его не признавали, считали сумасшедшим, но художник все равно был предан театру, и посвятил ему одну из самых лучших своих картин, а некоторые искусствоведы и вовсе говорят, что Калмыков приблизился с ней к гениальности.
Тем более удивительным кажется, что такая тонкая и глубокая картина написана именно Сергеем Калмыковым, зная перипетии его биографии, отношение к искусству, и наиболее известные полотна. Сравните эту картину с “Парадом королей” или “Красными конями” – и тогда вам откроется вся глубина и ширь таланта замечательного казахстанского художника. Мы много говорим о том, что талант Калмыкова был не признан при жизни, однако он не был склонен сидеть в одиночестве и страдать. Знаете, что он делал? Устраивал самые настоящие перформансы возле родного театра, совершая практически ежедневно моцион в поражающих воображение головных уборах, камзолах, брюках самых невероятных цветов. Доходило до того, что возле ГАТОБа собирались толпы зевак посмотреть на “того самого художника” – Калмыков нуждался во внимании, признании и любви, как и любой художник, и тем более – человек. По-настоящему становится больно, зная окончание пути этого человека, театрального и наносного по внешним своим проявлениям, но внутри хранившего огромную кладезь любви и тепла. Другой человек не смог бы написать – в который день пропоем дифирамбы картине Калмыкова – такую уникальную картину.
Как раз и вернемся к полотну Калмыкова – помните пословицу “Не все то золото, что блестит”? Она вполне относима и к искусству – столетия и столетия художники, держащие нос по ветру, ставят создание картин на поток, зарабатывая на них деньги и недолгую популярность. Почему заканчивается одно направление в искусстве и начинается другое? Бывает, что его закату способствуют излишне прыткие художники, забывшие о том, что в искусстве важен баланс, а излишняя его коммерциализация не придется по вкусу ни зрителям, ни, как это странно не звучит – истории, которая не терпит ничьих промахов, и даже для искусства исключений не делается. Так вот, если вам миниатюрный шедевр Калмыкова при первом просмотре показался уж слишком простым – не уходите в сторону, дайте ей второй шанс, и тогда она вас удивит. Это не сухая академичная картина и в то же время не сбивающая с толку абстракция – картина Калмыкова гораздо глубже каких-то определений, она обращается к всему самому светлому, что находится в нас. В ней столько воздуха, что, кажется, ты чувствуешь дыхание гор и тонких, изящно выписанных стройных деревцев, за которыми и находится великий театр. Каждый найдет в картине Калмыкова свои светлые воспоминания – о родном доме, первом глубоком чувстве, родных и близких, и даже боль от падений не будет такой острой рядом с этой умиротворяющей картиной. Потому что картина Калмыкова ясна и чиста, она и есть сама правда – простая и кристально прозрачная истинная суть самой жизни.