ЧП
5980

Крупнейшие катастрофы сбитых гражданских самолетов. Как это было?

Автор:

Фото: из открытых источников

С начала ХХ века в истории гражданской авиации было зафиксировано большое количество фактов, когда пассажирские авиалайнеры подвергались атаке с воздуха и с земли. Редакция Toppress.kz предлагает вспомнить самые громкие и невероятные случаи крушения сбитых воздушных судов.

Катастрофа DC-3 над Бискайским заливом

Этот случай интересен любопытными теориями о реальных причинах атаки самолета. Авиационная катастрофа произошла с регулярным рейсом гражданской авиакомпании British Overseas Airways Corporation из аэропорта Портела в Лиссабоне, Португалия, до аэропорта Уитчерч около Бристоля, Англия, осуществлявшимся в 1940-е годы. 1 июня 1943 года самолет был атакован в пути восемью немецкими дальними истребителями Junkers Ju 88 и упал в Бискайский залив, что привело к гибели всех 17 человек на борту.

Существует множество теорий о том, что самолет Douglas DC-3 подвергся нападению, потому что немцы считали, что британский премьер-министр Уинстон Черчилль находится на борту. Другие теории предполагают, что DC-3 был сбит из-за того, что несколько пассажиров, включая актёра Лесли Говарда, были британскими шпионами. Во время Второй мировой войны британские и немецкие гражданские самолёты эксплуатировались из одних и тех же объектов в Портеле, а входящий и исходящий трафик наблюдались шпионами союзников и Оси. Маршрут Лиссабон-Уитчёрч часто перевозил агентов и эвакуировал военнопленных в Британию.

Примечательно, что это не единственный гражданский самолет, сбитый во время Второй Мировой войны. Помимо него насчитывается еще три подобных случая: уничтожение финского самолета "Калева" советскими военными в в 1940 году; в том же году пассажирский самолет Китая "Чунцинь" был расстрелян японскими истребителями; в 1942 году голландский авиалайнер так же был сбит японскими самолетами.

Катастрофа Boeing 727 над Синайским полуостровом 

Роковое стечение целого ряда обстоятельств и человеческий фактор стали причиной трагической гибели 108 человек. В происшествии выжил второй пилот и 4 пассажира (по некоторым источникам — только 3 пассажира).

Крушение самолета случилось 21 февраля 1973 года в окрестностях города Исмаилия на Синайском полуострове, когда в результате атаки истребителей израильских ВВС разбился Boeing 727-224 ливийской компании Libyan Arab Airlines.

Самолет выполнял рейс LN 114 по маршруту Триполи — Бенгази — Каир — Александрия — Бахрейн, а пилотировал его смешанный экипаж: командир (КВС) и бортинженер — из Франции, а второй пилот — из Ливии.

При подлете к Каиру самолёт шёл над сплошной облачностью с верхней кромкой около 5,5 километра, к тому же в 13:30 он попал в пыльную бурю, что вынуждало пилотов ориентироваться только по приборам. Но они также столкнулись с сильным попутным ветром. В 13:44 у командира появились первые подозрения, что они, вероятно, сбились с курса из-за сбоя в работе компаса, так как он не смог найти посадочный маяк. Тем не менее, пилоты продолжили полёт на восток, всё ещё считая, что они к западу от Каира, хотя на самом деле уже были восточнее. Также экипаж не стал высказывать свои подозрения диспетчеру Каирского аэропорта, а в 13:52 получил от него разрешение снижаться. 

Между тем, в 13:54 на высоте 6000 метров ливийский Боинг пересек Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем, и направлялся к ядерному центру в Димоне. Его сразу засекли израильские радары и уже через пару минут в воздух были подняты два истребителя F-4E Phantom II ВВС Израиля. Тем временем, в 13:59 экипаж Боинга доложил диспетчеру в Каире, что по прежнему не видит посадочный маяк, на что диспетчер посоветовал снизиться до высоты 1—1,2 километра. В эту же минуту израильские истребители подошли к авиалайнеру.

Ситуация значительно осложнялась тем, что флаг Ливии в то время был очень похож на флаг Египта, с которым Израиль находился в состоянии войны. К тому же из-за яркого солнца шторки в пассажирском салоне были закрыты, поэтому израильские летчики не видели пассажиров и не знали, что самолет пассажирский. В свою очередь, экипаж Боинга принял истребители за МиГ-и ВВС Египта. Не увидев пассажиров на борту, пилоты истребителей доложили об этом на землю, на что получили указание — посадить авиалайнер на авиабазе Рефидим. Израильские летчики попытались связаться с экипажем ливийского самолета, но связь не работала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними, а один из истребителей даже запустил предупредительную ракету, на что экипаж Боинга руками показал, что они поняли команду.

Пассажирский аэропорт Каира находится к западу от города, а в восточной части находится авиабаза. Когда экипаж в 14:03 снизился до высоты около 5000 футов (1,5 километра) и увидел, что его выводят на авиабазу, он ошибочно решил, что египетские МиГ-и просто показывали ему, что он оказался несколько восточнее Каира, поэтому после доклада об этом диспетчеру в 14:04 выполнил поворот на запад. Этот манёвр был расценён израильским командованием как попытка к бегству, тем более, что экипаж не отреагировал на предупредительную очередь вблизи крыла. Тогда у израильского командования возникло подозрение, что авиалайнер угнан террористами, тем более, что ранее уже поступали угрозы от террористической организации Черный сентябрь. В результате генерал Давид Элазар дал команду открывать огонь на поражение. В 14:09 истребители начали стрелять по корневым частям крыла. Боинг начал терять высоту, поэтому пилоты приняли решение о вынужденной посадке на расположенную под ними пустыню. Но в 14:10 авиалайнер врезался в дюну в 55 километрах от авиабазы и в 20 километрах от Суэцкого канала и полностью разрушился.

Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области

 Эта катастрофа по количеству погибших стала крупнейшей авиакатастрофой XXI века и на постсоветском пространстве.

Инцидент произошел 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области (Украина), в районе вооружённого противостояния между правительственными силами и формированиями непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик. 

Авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines выполнял плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам—Куала-Лумпур, но примерно через 2 часа и 49 минут после взлёта был поражен ракетой серии 9М38, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", и разрушился. Части самолета упали в районе населенных пунктов Грабово, Рассыпное, Петропавловка (Донецкая область, Украина). Погибли все находившиеся на его борту 298 человек — 283 пассажира и 15 членов экипажа.

21 июля 2014 года СБ ООН принял резолюцию № S/RES/2166, осуждающую действия, приведшие к гибели рейса MH17, и призвал к всестороннему сотрудничеству всех государств и ответственных лиц при проведении международного расследования причин катастрофы. Согласно данным  Объединенной следственной группы,  зенитно-ракетный комплекс, сбивший самолет, принадлежал 53-й бригаде ПВО российских вооруженных сил и был привезен на Украину из России в день катастрофы, а после запуска ракеты, уничтожившей малайзийский авиалайнер, был возвращен обратно на российскую территорию.

Катастрофа A300 над Персидским заливом

Катастрофа рейса 655 стала крупнейшей авиакатастрофой в истории Ирана и самолёта Airbus A300, а также в истории самолётов семейства "Airbus".

Инцидент произошел 3 июля 1988 года. Авиалайнер Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал коммерческий пассажирский рейс IR655 по маршруту Тегеран—Бендер-Аббас—Дубай, но через 7 минут после вылета из Бендер-Аббаса, пролетая над Персидским заливом, был сбит ракетой "земля-воздух", выпущенной с ракетного крейсера ВМС США "Vincennes". Погибли все находившиеся на борту самолёта 290 человек — 16 членов экипажа и 274 пассажира (в том числе 65 детей).

Во время пуска ракеты крейсер "Vincennes" находился в территориальных водах Ирана. Американское правительство заявило, что авиалайнер Iran Air по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что "Vincennes" сознательно атаковал гражданский самолёт.

Катастрофа Boeing 737 под Тегераном

Напомним, что в истории Ирана это была не единственная подобная катастрофа. 

18 июля 1981 года транспортный самолет CL-44 Аргентины, возвращавшийся из транспортного рейса по маршруту Тель-Авив—Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР и был сбит советским самолетом.

К числу сбитых пассажирских воздушных судов так же относится печально известный Boeing 737-800 "Международных авиалиний Украины", который потерпел крушение 8 января текущего года после взлета из аэропорта Тегерана. И на сей раз гибель невинных людей, произошла в результате фатальной ошибки со стороны иранских властей. Это говорит о том, что к сожалению, и в наши дни подобные катастрофы не являются редкостью.

Глава Корпуса стражей исламской революции заявил, что оператор системы ПВО принял самолет за крылатую ракету и сбил его, не сумев связаться с командованием. Как отмечается в заявлении генштаба вооруженных сил Ирана, причиной трагедии стал человеческий фактор. В генштабе пообещали, что все виновные будут привлечены к ответственности. 

На борту находились 176 человек, из которых 167 — пассажиры. 138 пассажиров были гражданами или резидентами Канады и летели транзитом в Канаду. Среди пассажиров также были иностранные студенты. Там находили также граждане нескольких стран: Афганистана, Великобритании, Германии, Канады, Украины, Швеции, и самого Ирана. Среди пассажиров было 24 несовершеннолетних, из них 19 детей до 12 лет. Самый маленький ребенок — 2018 года рождения.

 

20.01.2020 11:53

Комментарии (0)

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *.

Ваш комментрий будет опубликован после модерации.


Рекомендуемые новости
Рубрики

Экономика
Экономика
Экология
Экология
В мире
В мире
Культура
Культура
Репортаж
Репортаж
Общество
Общество
Спорт
Спорт
Медицина
Медицина
Карикатура
Карикатура
Криминальные новости
Криминальные новости
Военная журналистика
Военная журналистика
https://topppress.kz