Каждый из нас сталкивался с различными трудностями, но есть люди, которым приходится преодолевать ряд проблем каждый день. Несмотря на это, они находят в себе силы жить дальше. О том, какие проблемы преодолевают люди с особыми потребностями в обычной жизни, выяснял корреспондент Toppress.kz.
В нашей стране действует Закон “О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан”, исходя из которого, люди с особыми потребностями имеют право на социальную защиту и реабилитацию, образование, доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также, пожалуй, самое главное – на полное бесплатное медицинское обеспечение. И это только часть, на что могут рассчитывать особенные люди в Казахстане. Однако на деле не все казахстанцы получают эту поддержку.
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются многие – это оказание медицинской помощи, обеспечение медикаментами и инвалидными колясками. Этот вопрос хоть и развивается в государстве, но тем не менее имеет свои недоработки.
Жаслан Сулейменов получил травму спинного мозга в 1996 году, когда поскользнулся на крыше пятиэтажного дома во время установки антенны.
По словам нашего героя, качественные стоматологические услуги в стране зачастую являются платными, однако пройти процедуру в кабинете стоматолога можно и бесплатно, главное, чтобы хватило бесплатных квот. Такую квоту наш герой не может получить уже на протяжении двух лет.
Это не единственная проблема, с которой каждый день сталкивается Жаслан Сулейменов и другие люди с инвалидностью. Передвижение по дому или на улице также является проблематичным. Для этого нужны специальные кресла, которые не всегда выпускают по стандартам.
Медицинские учреждения, которые числятся на государственном обеспечении, помогают людям с получением инвалидного кресла. Как правило, бесплатные кресла неудобные как в плане комфорта, так и в использовании. Инваколяски выдаются следующим образом: одна прогулочная на 4 года и одна комнатная на 7 лет. Но эти коляски не упрощают нам жизнь, а наоборот увеличивают проблемы, так как они являются некачественными, крупногабаритными и быстро ломаются. Например, в 2017 году я получил комнатную коляску 50-ого размера, так что туда еще кого-нибудь можно рядом посадить,- рассказал Сулейменов.
Еще одной серьезной проблемой является общественный транспорт. Не все автобусы оснащены автоматической ступенькой для подъема колясок. В столице таких автобусов по данным 2020 года всего 714 единиц. В этом году планируется приобрести еще 100 электробусов, оснащенных откидными пандусами для маломобильных пассажиров. Однако такой роскошью могут похвастаться не все города в Казахстане, например, в Караганде таких автобусов мало.
Абай Сыздыков получил категорию инвалидности 4 года назад, в один из дней на работе на него упали доски. Как следствие, повреждение позвоночника. Первое время Абай старался улучшить условия для особенных людей в Караганде, однако проблемы с инфраструктурой и общественным транспортом в городе сохраняются по сей день.
У нас в Караганде появились новые автобусы, но их мало. Водители и кондукторы не спускают пандус, так как он постоянно забитый, рукоятка пандуса всегда грязная, а они не хотят пачкать руки. Во время уборки общественного транспорта про него забывают и не чистят. Автобусы и маршрутки зачастую подъезжают далеко от остановки, что тоже вызывает проблемы. В час пик водители ругаются и игнорируют нас, – отмечает житель Караганды Абай Сыздыков.
Также Абай отмечает проблему неправильно установленных пандусов в общественных местах Караганды. В прошлом году он пытался заняться этой проблемой, только вот результата так и не увидел.
Что касается городской среды, то возьмем к примеру проспект Строителей, где ремонтные работы здесь прошли хорошо, но без учета наших потребностей. На некоторых остановках поставили пандусы, сделали парковочные места для инвалидов, только там бордюр самостоятельно нам не перешагнуть. В общем, сделали ремонт “спустя рукава”, обидно становится. О таких категориях людей как я, у нас в городе мало задумываются. Наши возможности учитывают, но не везде и не всегда, для галочки и не по стандартам, – пояснил житель Караганды.
Еще одной проблемой современного мира является труднодоступность культурно-массовых объектов. Любой человек имеет право на посещение общественных мест, на развитие и образование, но не каждый из особенных людей может этим воспользоваться. Одна из причин отсутствие лифтов и пандусов в зданиях. О такой проблеме рассказал школьник из Исаак Мустопуло из Тараза.
Подростку диагностировали детский церебральный паралич, но несмотря на это, он имеет тягу к новым знаниям в физике, поэтому вопрос доступности социального мира для него крайне важен.
Я думаю, что во всех зданиях должны быть лифты независимо от того, сколько там этажей, даже если это двухэтажный центр. Чтобы получать образование в школе или в высшем учебном заведении как все, нужны хорошие пандусы и лифты. Это, пожалуй, главная проблема, проблема в доступности всего того, что строится и развивается в стране, – поделился своим мнением Исаак Мустопуло.
Стоит отметить тот факт, что многие люди испытывают сложности с попаданием в определенные места, в жилые дома из-за высокого крыльца, неправильно установленных пандусов и отсутствия лифта. Попасть в такие общественные места люди могут только с помощью посторонних людей. Чаще всего в роли «помощников» выступают волонтеры, которые в дальнейшем развивают эту сферу и создают благотворительные фонды. Это значит, что несмотря на сложившуюся ситуацию, казахстанское общество неравнодушно к проблемам особенных людей.
В Казахстане существуют различные благотворительные фонды, которые всячески поддерживают людей с особыми потребностями. Например, общественный фонд “МАМА PRO” помогает родителям детей и подростков, которые из-за болезни ребенка вынуждены отказаться от работы. Фонд проводит различные курсы, обучает родителей вести домашний бизнес. Во время прохождения курсов дети занимаются с логопедами, играют в развивающие игры с педагогами.
Еще один благотворительный фонд под названием “Саби” уже несколько лет развивает социальный проект “Инвалидам – достойную жизнь”. Суть проекта – организация передвижения посредством инватакси для тех, кто в этом нуждается. Инватакси – это специально переоборудованные автомобили для перевозки людей с инвалидностью. Проект действует в 14 городах Казахстана. Теперь все люди могут спокойно принимать участие в культурно-массовых мероприятиях, потому что фондом организованы более 50 автомобилей в бесплатном доступе.
Помимо этого, казахстанцы могут рассчитывать и на помощь от Министерства труда и социальной защиты населения РК, которое предоставляет ходунки раз в два года, специальную ортопедическую обувь и стационарное лечение раз в год.
По словам мамы Исаака Майи Мустопуло, сыну предоставляются услуги социального работника.
Социальный работник сопровождает Исаака 2 раза в неделю на все тренировки и кружки, вместе с тем, пару раз в неделю предоставляется автомобиль. Проблема лишь в том, что социальных работников и специальных машин в городе мало, поэтому их помощь для каждого нуждающегося минимальна,- рассказывает мама мальчика.
Если сравнивать уровень оснащенности инфраструктуры в Европе, то, например, в Германии при строительстве и реконструкции общественных заведений, строительная компания обязуется предоставить план реконструкции “Немецкому совету инвалидов”. Эта организация оценивает план работы с точки зрения инвалидов с ограниченными возможностями и только после проверки заключается соглашение.
К вопросу трудоустройства в ряде стран Европы подходят ответственно. Здесь действует право на труд для людей с инвалидностью, в стране имеется разветвленная сеть специальных учебных учреждений и мастерских для людей с особенными потребностями. Поэтому каждый, чье состояние позволяет работать несколько часов в день, с легкостью находят место работы.
Также люди имеют возможность при оформлении билета в аэропорт получить бесплатно услугу проводника до самолета. Подобная услуга в Европе действует не первый год, в то время как в Казахстане данный опыт начали применять не так давно. Если при покупке билета в режиме онлайн, человек указывает ограничения по здоровью – за ним отправят инватакси, где проводник встретит человека с особыми потребностями у его дома и проведет до места в самолете.
Несмотря на сложности социальной жизни для людей с инвалидностью в Казахстане, есть и те из них, кто находит свое место в большом спорте. Аруна Жаксагулова после получения травмы позвоночника решила организовать секцию бальных танцев в Казахстане для людей с инвалидностью на колясках.
Я всегда любила танцы и была активным человеком, пока не получила травму позвоночника. После этого я узнала, что в мире существует такой вид спорта, как танцы на колясках. Я стала делать все возможное, чтобы подняться на новый уровень. В один день, я просто сказала, что этот вид спорта должен появиться у нас в Казахстане. Были разные преграды, но мы стали основателями этого дела, – рассказывает Аруна.
В 2019 году столицу Казахстана посетил президент Международного паралимпийского комитета Эндрю Парсонс. Частью программы его визита была экскурсия по новому тренировочному центру, который он высоко оценил. Паралимпийский центр включает в себя разные виды спорта, как парапауэрлифтинг, парадзюдо, паратэквондо, настольный теннис, национальные виды спорта, волейбол сидя, голбол, бочча, танцы на колясках.
Казахстан не останавливается на пути решения проблем людей с инвалидностью и перенимает опыт зарубежных коллег. Уже более тысячи спортивных объектов адаптировали для особенных людей и это только начало. Появляются профессиональные реабилитационные центры, развивается паралимпийский спорт, где казахстанцы достигают определенных высот. Для профессиональной ориентации приглашаются зарубежные специалисты, условия жизни для людей с особенными потребностями улучшаются в постоянном режиме.