Депутаты мажилиса на пленарном заседании одобрили во втором, окончательном чтении проект закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», передает Toppress.kz.
Депутатами в статью 3 законопроекта введена, отсутствовавшая в нем, принципиальная норма – презумпция в пользу проведения собрания. Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания, такое собрание может состояться, – сообщил мажилисмен Канат Мусин, выступая на заседании.
Также законопроектом," в статье 14, определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания". "Никакие другие обстоятельства, не могут влечь за собой запрета на мирное собрание", – подчеркнул Мусин.
Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Специализированные места для проведения мирных собраний, согласно законопроекту, определяются местными представительными органами. В проекте закона сформулирован ряд требований к таким местам. Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц, – сообщил депутат.
Кроме того, депутатами внесена норма, в соответствии с которой "мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом" .
Также внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов.
В соответствии со статьей 10 законопроекта местный исполнительный орган, получив уведомление, обеспечивает безопасность мирного собрания. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении, но только если на это есть основания, указанные в статье 14. В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее. Для проведения демонстрации или шествия, используется другая форма уведомления – заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженности, сведения об использовании транспортных средств, – объяснил Мусин.
Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был уменьшен до 5 рабочих дней, против 15, предлагавшихся правительством.
Одновременно, с 10 до 3 рабочих дней сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление. С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения – с 10 до 7 рабочих дней.
Рабочая группа полностью изменила статью 7 законопроекта. Из нее исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов, например, норма, обязывающая их, предоставлять государственным органам фото и видеоматериалы с места мирного собрания, – добавил депутат.
Законопроект передан на рассмотрение в сенат.