Обсуждаются множество идей по реформированию государственного аппарата в нашей стране, но, наверное, главное – это всё-таки повышение его эффективности и переход на партнёрскую модель работы с гражданами и бизнесом.
К сожалению, думаю, у каждого из нас есть истории, когда встреча с тем или иным чиновником разворачивалась по следующим сценариям: неприятие – государственный служащий (или служащая) не является гибким, откровенно тормозит все возможные варианты решения тех или иных проблем, мыслит крайне шаблонно, пустые обещания – вас встречают с распростертыми объятиями, многое обещают, но по факту просто переносят ответственность и выпроваживают; и только в самых редких случаях – поддержка, понимание и готовность реально работать над улучшением тех или иных процессов.
Всё это упирается в одну большую проблему – государство хоть и пытается в некоторых своих частях стать действительно сервисным, но эти попытки чувствуются все в меньше в отдалении от левого берега столицы. Даже на правом берегу все перестаёт быть таким радужным. Объективно сегодня нужно пересматривать многое: и огромные полномочия, сконцентрированные в руках достаточно средних клерков, и базовый подход диалога – переход от позиции взгляда сверху вниз к позиции партнёрства, да и в целом реальное, а не словесное внедрение успешных практик.
Государственный аппарат просто необходимо кардинально сокращать, но не на базе личных предпочтений «начальства», а с учетом реальной оценки возможностей каждого, с учетом целей каждого конкретного человека.
Многих средних госслужащих можно понять: они не видят для себя возможности роста и откровенно «перегорают» через несколько месяцев такой работы. Но это не повод оправдывать малую эффективность разного рода служб. Цифровизация и децентрализация, перевод в конкурентную среду полномочий, внедрение понятных принципов преемственности реально могут разгрузить государственных служащих, повысить их эффективность. Госаппарат просто должен провести собственный естественный отбор: лучшие должны быть мотивированны, худшие – уволены.
Государство как проактивный, доброжелательный сервис – звучит замечательно, не так ли?