Экономика
540

Для людей важно чувствовать поддержку со стороны государства - профессор

Фото: Из открытых источников

Поддержка и развитие экономики всегда были приоритетными задачами для любого государства, в том числе и для Казахстана. Однако в столь непростой для нашей страны период данный вопрос еще более остро стоит на повестке дня. О том, насколько действенными являются меры, принятые главой государства по поддержке МСБ и каких направлений необходимо придерживаться Казахстану, чтобы войти в 30-ку конкурентоспособных стран, корреспонденту Toppress.kz рассказала доктор экономических наук, профессор Института управления Академии госуправления при Президенте РК Раушан Дуламбаева.

 

 

Каково Ваше экспертное мнение по реализации таких государственных программ, как Стратегия “Казахстан - 2050”, “Дорожная карта бизнеса - 2020”, и “Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства 2017-2021”? Насколько они эффективны для развития экономики Казахстана? 

 

- Если начать со стратегии “Казахстан - 2050”, то стоит отметить, что это документ, который определяет долгосрочное видение страны. Главная цель данного проекта заключается в создании общества благоденствия, развитой экономики, эффективного государства. Данная стратегия как раз-таки реализуется с помощью государственных программ, таких как “Дорожная карта бизнеса - 2020”,  “Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства 2017-2021”. Эти программы направлены на решение вопросов развития бизнеса и проблем занятости населения. Отвечая на Ваш вопрос об эффективности, нужно сначала задаться вопросом: “а сколько было потрачено средств и сколько в итоге было получено?”, «как оценить в стоимостном выражении достижении того или иного индикатора?» и т.д. Однозначно на вопрос эффективности сложно ответить.  

 

Однако, если говорить о реализации  “Дорожной карты бизнеса-2020” ( сегодня уже в действии «Дорожная карта - 2025»), в целом результаты положительные. Поскольку, согласно официальным данным, за период реализации проекта из государственного бюджета было выделено 210 миллиардов тенге, профинансировано 16 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, обучено 20 тысяч начинающих бизнесменов, произведено продукции на 13,5 трлн. тенге, увеличена налоговая база и т.д. Это значит, что определенные результаты есть, много предпринимателей получили поддержку со стороны государства. Доля бизнеса в валовом внутреннем продукте в развитых странах составляет от 50% и выше, мы тоже сейчас стремимся достичь таких результатов, повысить значимость бизнеса через достижение ряда индикаторов, зачастую прямых, таких как количество занятых в МСБ, увеличение объема выпуска и др. Также важно обратить внимание на другие показатели, такие доля МСБ в обрабатывающем секторе, их участие в индустриальном секторе, уровень заработной платы, производительность труда и т.д.


На самом деле, бизнес сегодня сталкивается с множеством проблем, в том числе с доступностью к финансовым средствам. Через данную программу проблема финансирования бизнеса решалась посредством субсидирования процентных ставок. Здесь возникает вопрос о результативности проводимой политики, точнее о рациональности косвенного решения проблемы (с участием банков второго уровня). Может проще сделать доступными кредиты для бизнеса через снижение процентной ставки, чем потом субсидировать через государственные программы? Речь идет об управлении рисками, государственными активами и это целая наука, серьезный процесс планирования, прогнозирования, оценки альтернативных издержек принятых мер.


Если говорить о государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек», то это масштабный проект по  задачам, требующий больших вливаний. Здесь и решение проблем занятости, обучение, микрокредиты, поддержка бизнеса. Может рационально было как то четче обозначить  круг решаемых задач программы, но с целевым ударом на результат.

Конечно, в целом процесс реформирования нашей экономики идет, необходимо развивать бизнес и увеличивать рабочие места. Это очень важно для страны. Однако, необходимо актуализировать вопросы повышения эффективности стратегического планирования, прогнозирования, управления государственными активами. 


Нужен системный, целевой подход к решению проблем занятости и развития бизнеса, четкое понимание чего мы хотим, какую задачу будет выполнять та или иная программа, сколько это будет стоить для страны, какие риски существуют невыполнения поставленных индикаторов и т.д.? И это все необходимо просчитывать, обосновывать и открыто обсуждать с народом.

 

Какие направления необходимо усиливать для того, чтобы войти в 30-ку развитых стран мира? 

 

В стратегии “Казахстан-2050” четко определено, что наша страна должна войти в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран мира. Если говорить простыми словами, конкурентоспособность – способность страны производить товары и услуги, отвечающие мировым стандартам. В конкурентоспособной стране обеспечиваются устойчивые темпы роста ВВП и достойные условия для жизни человека.  То есть, чтобы войти в 30-ку развитых стран, нужно чтобы наши люди жили хорошо - качество жизни населения должно быть на уровне мировых значений. Только при выполнении этих пунктов можно говорить о том, что страна действительно конкурентоспособна.

Если говорить об основных направлениях, которые необходимо усиливать, чтобы поднять уровень конкурентоспособности нашей страны, то речь пойдет об эффективности государственного управления, о качестве стратегического планирования и прогнозирования, все управленческие решения должны основываться на детальных расчетах, оценках.  

При этом, важно обеспечение открытости, доступности данных и в этом плане создание цифровых платформ, диалоговых площадок государства, бизнеса, неправительственных организаций так же является одним из необходимых направлений развития.

Необходимо далее продолжать курс на инклюзивное развитие страны, повышать доступность всех слоев населения к ресурсам жизнеобеспечения, в том числе и к финансовым, сокращать уровень бедности и неравенства, повышать экологическую, продовольственную безопасность страны.


В данном контексте актуализируется переход к циркулярной экономике, где отходы одного производства являются ресурсами для другого воспроизводственного цикла, таким образом реализуется принцип вторичной переработки. Необходимо формировать новую философию производства и культуру потребления, переходить на инновационные методы производства и управления, которые успешно практикуются в таких странах как Япония, Корея, Канада,Германия и другие.


Конкурентоспособный Казахстан – прежде всего здоровая и грамотная нация. А это – развитые сферы образования, науки и здравоохранения. В период пандемии — это как раз те сферы, которым пришлось в первую очередь держать удар и очевидно, что эти области и есть наши зоны развития.

Безусловно, что материальной базой развития нашей страны является производство потребительских товаров и услуг, процесс диверсификации и есть отход от добычи нефти и газа. Хотелось бы, обратить внимание на производство, которое имеет свои конкурентные преимущества, хороший потенциал для дальнейшего роста. Речь идет об агропромышленном комплексе, о нашей земле и сельском хозяйстве. Около 50 процентов населения Казахстана живут на селе, самозанятые граждане тоже в основном живут в сельской местности. Именно поэтому наращивание потенциала наших сел, актуализация политики формирования агроформирований и их развитие является одним из приоритетных направлений для государства на сегодняшний  день.


Глава государства в своих выступлениях часто упоминает поддержку МСБ, в период ЧП также оказана большая поддержка отечественному бизнесу. Как итог, дайте экспертную оценку всем принимаемым главой государства мерам. Свидетельствуют ли они о том, что у нас действительно “слышащее государство”?

 

- Однозначно, Концепция “слышащего государства», которая была озвучена Касым-Жомартовна Токаевым ещё в предвыборной кампании на президентских выборах еще задолго до пандемии, мне очень близка. Мне в значительной степени резонирует тот факт, что на основной субъект нашей экономики, на бизнес, было обращено внимание. Ещё тогда был принят указ, что малый и средний бизнес получит поддержку государства, например, в качестве освобождения от налогов на три года, запрета налоговых проверок до 2023 года. Это говорит о том, что концепция “слышащего государства” начала реализовываться еще до эпидемиологического кризиса в стране, что уже в 2019 году был услышан “голос” бизнеса.  

 

И сегодня в условиях пандемии эта концепция реализовывается уже в широком формате, охватывает большую часть населения.  Ярким примером этого является социальная выплата МЗП в размере 42500 тенге для тех граждан, кто лишился дохода в связи с эпидемией COVID-19. Кроме того, были введены такие преференции для предпринимателей, как налоговые каникулы на период режима ЧП в стране до 1 июня этого года, снижение ставки НДС до 8 процентов для социально значимых товаров, освобождение от акцизов и т.д. Конечно, это адекватные меры, направленные на поддержку отечественного бизнеса и населения в условиях шока для страны. Для людей очень важно в такой непростой период чувствовать поддержку со стороны государства и иметь право быть услышанными.


 

30.04.2020 14:34

Комментарии (0)

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *.

Ваш комментрий будет опубликован после модерации.


Рекомендуемые новости
Рубрики

Экономика
Экономика
Экология
Экология
В мире
В мире
Культура
Культура
Репортаж
Репортаж
Общество
Общество
Спорт
Спорт
Медицина
Медицина
Карикатура
Карикатура
Криминальные новости
Криминальные новости
Военная журналистика
Военная журналистика
https://topppress.kz