20 мая 2020 года в онлайн формате на площадке «KazKenes» при поддержке Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (далее – Агентство) был проведен круглый стол с участием руководства Министерства финансов РК, местных исполнительных органов, экспертов Национальной бюджетной сети Казахстана (далее – НБСК), территориальных подразделений Агентства, специальных мониторинговых групп и других заинтересованных сторон, передает Toppress.kz.
НСБК представила результаты исследования «Индекс открытости местных бюджетов в Казахстане за 2019 год», которое было проведено при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.
Основным результатом исследования 2019 года стало определение Индекса для 17 регионов Казахстана. Было установлено, что прозрачность бюджета в целом значительно снизилась в сравнении с предыдущими периодами исследования, показав наихудший результат – 33 балла из 100 возможных, а оценка открытости местных бюджетов показывает, что информированность и участие общественности в бюджетном процессе находится на «минимальном» уровне.
Индекс открытости местных бюджетов 2019 года является совместным исследовательским проектом, в котором НБСК работает с бюджетными экспертами во всех регионах Казахстана. Настоящее исследование уже пятое, которое проводится каждые два года, предыдущие исследования проводились в 2011, 2013, 2015 и 2017 годах.
В 2019 году ни один из регионов не достиг «обширного» или «существенного» уровня открытости. По-прежнему лидерство у Восточно-Казахстанской области и «средний» уровень открытости по шкале Индекса. Но даже регионам с относительно высокими показателями есть над чем работать.
Шесть регионов находятся на уровне «ниже среднего», среди которых Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области, а также города Нур-Султан и Алматы.
Семь регионов демонстрируют «минимальную» открытость: Карагандинская, Акмолинская, Атырауская, Алматинская, Кызылординская, Мангистауская и Актюбинская области.
Самому нижнему критерию «недостаточно или отсутствует» соответствуют три региона: Жамбылская и Туркестанская области, а также, получивший в 2018 году статус города республиканского значения – Шымкент, соответственно, для населения этих регионов очень затруднительно иметь подотчетные местные органы власти и отслеживать, как они управляют денежными средствами.
Индексы разных регионов Казахстана, как инструмент, позволяют не только выявить различия бюджетных процессов по всей республике, но и мотивировать органы местного управления к повышению прозрачности бюджетной информации и соответственно повысить уровень доверия населения к органам власти, а также выявить, какие регионы предоставляют больше возможностей своим гражданам участвовать в бюджетном процессе.
Как правило, местные исполнительные органы производят бюджетную информацию, но не распространяют ее в полном объеме. При желании возможно быстро и с небольшими затратами повысить прозрачность путем предоставления доступа к информации, которая уже имеется в наличии.
Глава государства Токаев К.К. в своем Послании обозначил приоритетное направление: «Сильные регионы – Сильная страна».
При этом он отметил, что в рамках Повышения эффективности работы местных органов власти у людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это – аксиома, но не реальность.
Участники отметили, что рекомендации исследования позволят приблизить местные органы власти к потребностям населения.
Стороны договорились, что будет рассмотрен вопрос о включении Индекса открытости местных бюджетов в качестве базового индикатора в соответствующие программы развития территорий.
Местным органам власти рекомендовано уделять пристальное внимание раскрытию бюджетной информации по ключевым бюджетным документам (проект бюджета, гражданский бюджет, прогноз социально-экономического развития, утвержденный бюджет, отчеты в течение года, отчет за полугодие, годовой отчет об исполнении бюджета и аудиторский отчет ревизионной комиссии), причем особое внимание заслуживают проект бюджета исполнительной власти и годовой отчет об исполнении бюджета. Проекты бюджетов должны подвергаться изучению, способствовать общественным дискуссиям и быть связанными со стратегическими целями развития региона.
В свою очередь местным жителям и неправительственным организациям необходимо заявлять потребность в бюджетной документации, общественном участии на различных этапах бюджетного процесса, начиная с формулирования бюджета до стадии оценки результативности бюджетных программ и достижения нефинансовых показателей стратегических планов государственных органов.
Региональным властям было рекомендовано принять план мероприятий по устранению выявленных недостатков в целях повышения открытости местных бюджетов на всех этапах бюджетного процесса. Информированность способствует участию граждан в бюджетном процессе, обеспечивает необходимую обратную связь и, как следствие, обеспечивает большее соответствие бюджетной политики нуждам граждан.
С полным отчетом исследования можно будет ознакомиться на официальном сайте НБСК – www.budget.kz или на сайте некоммерческой организации «INTEGRITY ASTANA» integrityastana.kz.