Только за 5 месяцев 2020 года в стране количество правонарушений в семейно-бытовой сфере увеличилось на 25%. Несмотря на предпринимаемые меры, насилие над женщинами и детьми все еще остается широко распространенным негативным явлением. Тем временем «Гендерное равенство» является одной из первых пяти целей ЦУР.
По информации ООН, каждая третья женщина в мире подвергалась физическому и/или сексуальному насилию. Поэтому организация призывает государства расширять возможности женщин и девочек и защищать их права.
Программа ООН об Устойчивом развитии до 2030 года, где указаны Цели устойчивого развития, была единогласно принята мировыми лидерами на историческом саммите ООН в сентябре 2015 года. ЦУР состоят из 17 целей. Казахстан поддержал Цели устойчивого развития, поскольку они полностью соответствует тем целям и задачам, которые стоят перед государством.
ЦУР не могут рассматриваться как навязанные или пропагандируемые ООН. ЦУР – не внутренняя повестка ООН, а программа для всех стран и заинтересованных сторон. ЦУР включают все элементы благополучного существования человечества на планете сейчас и в будущем. Именно поэтому их реализация важна для каждого из нас и каждый должен знать об этих целях.
Координационный совет по ЦУР в Казахстане был создан от 15 августа 2018 года. Координационным органом работы Совета является Министерство национальной экономики. В роли Секретариата выступает АО «Институт экономических исследований», который оказывает экспертно-аналитическую поддержку.
Мобилизация ресурсов и финансирование ЦУР является одним из важных направлений, в котором Правительство Казахстана активно сорудничает с ООН. В настоящее время Казахстан завершает национализацию и локализацию индикаторов ЦУР. Этот окончательный набор согласованных, всесторонних индикаторов дает возможность усилить мониторинг эффективности Системы государственного планирования с охватом всех входящих в нее национальных стратегий и программ,- говорит ведущий эксперт Института экономических исследований Заур Ибрагимов.
По его информации, в 2019 году при поддержке Программы развития ООН в Казахстане был проведен первый этап исследования по Быстрой комплексной оценке (БКО) национального бюджета и Оценке финансирования развития (ОФР). Основной целью данного исследования является оценка согласованности национального бюджета с ЦУР, а также потенциала страны в финансировании развития.
Преимущество бюджетирования ЦУР заключается в том, что оно может служить целям совершенствования национальной системы оценки исполнения бюджета или выступать инструментом управления для распределения ресурсов и арбитража. Использование ЦУР в качестве инструмента переговоров в бюджетном процессе должно учитывать два факта: 1) многие целевые показатели не могут быть достигнуты путем простого добавления объема денег. Они также требуют политических мер, государственных норм и правил; 2) ЦУР должны использоваться не только для ответа на вопрос: «сколько мы должны потратить и куда», но и «как можно лучше потратить эти средства, – подчеркивает Заместитель директора Центра стратегических разработок и устойчивого развития АО «Институт экономических исследований» Заур Ибрагимов.
По итогам результатов Отчета по устойчивому развитию за 2020 год Казахстан занял 65 место среди 166 стран, набрав 71,1 балл из 100 возможных. Первое место среди стран занимает Швеция с результатом 84,7 баллов.
Согласно информации института, по таким целям, как «Борьба с голодом», «Качественное и доступное образование», «Гендерное равенство», «Чистая энергия», «Достоиная работа и экономический рост», «Индустриализация, инфраструктура и инновации», «Борьба с изменением климата», «Мир, правосудие и эффективные институты» наблюдается достижение выше среднего. По данным целям страна набирает более 50% необходимых баллов.
Количество набираемых баллов является недостаточным, значит к 2030 году страна может не достичь данных целей. Необходимы эффективные меры для того, чтобы обеспечить стопроцентное достижение. Медленные темпы достижения наблюдаются по ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты», а также ЦУР 15 «Экосистемы суши». По указанным целям, также необходимо принятие более активных мер.
В 2019 году 297 национальных индикаторов утверждены протоколом Координационного совета. 53 индикатора являются гендерно ориентированными.
Вопросы гендерного равенства, отраженные в нашей Системе государственного планирования:
1. Охват задач ЦУР 5 «Гендерное равенство» составляет – 77,8%
2. Вопросы гендерного равенства в основном отражены в «Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года»
3. Отсутствуют элементы гендерного бюджетирования – сбалансированный учет интересов и потребностей представителей разных социальных групп и слоев населения
4. Необходима интеграция задач ЦУР 5 «Гендерное равенство» в другие программные и стратегические документы.
Насилие в отношении женщин и детей – это глобальная проблема, имеющая свою многовековую негативную историю. Любое насилие, думаю, можно смело включить в число самых распространенных нарушений прав человека, которое к тому же зачастую представляет непосредственную угрозу жизни, физическому и психологическому здоровью миллионов женщин и детей в мире,- говорит Салтанат Турсынбекова — член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, правозащитник, общественный деятель.
По ее словам, Актуальность данной проблемы подчеркивается международным сообществом на самом высоком уровне. В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию об искоронении насилия в отношении женщин». В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Эта дата выбрана в память о трех сестрах Мирабал, политических активистках Доминиканской Республики, которых по приказу диктатора Рафаэля Трухильо жестоко убили в 1960 году. 1 августа 2014 года по вопросу предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и девочек, принята Стамбульская конвенция.
К сожалению, несмотря на предпринимаемые меры, насилие над женщинами и детьми все еще остается широко распространенным негативным явлением. Концепцией семейной и гендерной политики Республики Казахстан до 2030 года предусмотрено до 2020 года снижение правонарушений в семейно-бытовой сфере в отношении женщин и детей на 20%.
Однако, в Казахстане за последние пять лет наблюдается устойчивый рост насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.
Если в 2015 году зарегистрированных случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью составляло – 8,6%, то уже в 2019 году их количество составило – 18,7 %. Случаев умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью в семейно-бытовой сфере: в 2015 году – 2 %, в 2019 г. – уже 11%. Только за 5 месяцев текущего года количество правонарушений в семейно-бытовой сфере увеличилось на 25%, – сообщила Салтанат Турсынбекова.
Анализ показал, что действующие правовые инструменты борьбы с насилием не эффективны.
Принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» устарел и его нормы не оказывают сегодня существенного влияния на исправление ситуации с бытовым насилием.
Отраженные в Законе превентивные меры борьбы с насилием не носят системный, комплексный характер. Закрепленные в законе компетенции субъектов профилактики не позволяют в полной и эффективной мере реализовывать реальные потребности общества в обеспечении безопасности и защите их прав. Госорганы в сфере юстиции, культуры и спорта, религии и гражданского общества, информации и коммуникаций, молодежной политики, не вовлечены в деятельность по профилактике домашнего насилия, – отметила С.Турсынбекова.
В Казахстане есть проблемы с вопросами примирения. Правонарушитель остается безнаказанным и идет на повторное нарушение. Более половины дел прекращаются примирением, то есть каждый второй дебошир остался без наказания и каждый четвертый сообщил о примирении при повторном совершении.
Семейных дебоширов на практике не выселяют, поскольку в законе предусмотрено, что для этого у него должно быть другое жилье. Это зачастую приводит к тяжким последствиям, страдают дети.
Это не полный перечень причин, которые доказывают, что действующая правовая база не обеспечивает полноценную защиту граждан, в особенности детей, женщин, пожилых людей, лиц, с ограниченными возможностями.
С учетом всех этих проблем депутатами парламента инициированы и сегодня рассматриваются в рамках рабочей группы рассматриваются 2 законопроекта:
– Новый Закон «о противодействии семейно-бытовому насилию»
– Законопроект о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, КОАП и ряд других законов.
Действующие уголовные и административные виды ответственности, к сожалению, не сдерживают насильников от совершения новых преступлений, не влияют на исправление поведения домашних агрессоров.Введение нового закона напрямую отразится на сроке и размере наказаний. То есть, если человек совершил тяжкое преступление в семье сегодня ему грозит от 3 до 7 лет лишения свободы. А при введении квалифицирующего признака срок наказания увеличится уже от 5 до 10 лет. При совершении преступления средней тяжести его уже лишат свободы до 3 лет. За систематические побои или истязания сегодня срок лишения свободы до 2 лет. Если введут квалифицирующий признак, то этот срок уже увеличится до 7 лет.
В новом законе предлагаются следующие новые нормы, которых нет в действующем законе:
1.Во-первых – впервые закреплены права пострадавших.
2.Во-вторых, также впервые введены нормы по защите прав детей, если они стали жертвами или свидетелями насилия в семье.
3.Третье новшество. В случае угрозы жизни и здоровью членов семьи, полиции предоставлено право, сразу же запретить домашнему агрессору, находиться в одном жилище с пострадавшим, до 10 дней.
4.Впервые вводится норма, обязывающая семейного дебошира пройти психокоррекционную программу.
5.Предусмотрено право граждан участвовать в общественном контроле. И это очень важно.
6.Депутатами предложено ежегодное внесение Президенту Национального доклада о ситуации с семейно-бытовым насилием в стране.
7. Расширены и конкретизированы компетенции центральных органов.
8. В компетенциях местных исполнительных органов закреплены ряд задач по реализации стратегии, направленной на адресную работу с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, проведение системного мониторинга ситуации с бытовым насилием и социальным неблагополучием.
9. Предложено создание в регионах самостоятельных управлений по делам семьи, детей и молодежи.
10.Предлагается во всех районах страны создать службы поддержки семьи, чтобы при них организовать кризисные койки для женщин сельских местностей.
11. Обсуждается норма по функционированию специальных мобильных групп, где будут участвовать и сами граждане. По поступившим или выявленным фактам насилия или какой-либо трудной ситуации, в которых оказались женщины или дети, уполномоченные органы обязаны принимать оперативные меры по обеспечению их защиты.
12. Введены ряд новых дефиниций в понятийный аппарат.
Всем нам, предстоит ещё многое сделать для обеспечения безопасности семьи, женщин и детей, в, расширении прав и возможностей, в укреплении института семьи. Предстоят масштабные изменения, которые позитивно отразятся на жизни и благополучии казахстанцев, – заключила Салтанат Турсынбекова.
Что касается ЦУР, итоги на данный момент такие:
Что сделано?
1. Создана национальная архитектура ЦУР
2. Обозначены приоритетные задачи и индикаторы
3. Проведена Быстрая комплексная оценка (80 документов)
4. Запущен веб-сайт по ЦУР www.sdgs.kz
5. Презентован первый Добровольный национальный обзор Казахстана
Что предстоит сделать?
1. Определение базовых и прогнозных значений индикаторов ЦУР
2. Активное вовлечение регионов в работу Координационного совета по устойчивому развитию
3. Локализация ЦУР на основе принципа “никто не должен остаться в стороне”
4. Проведение анализа по реализации ЦУР в 17 регионах Казахстана
5. Организация информационно ознакомительной работы в рамках реализации ЦУР
Жанбота Толеген