Ученые России и Казахстана представили свой взгляд на спорные моменты осмысления опыта самой тяжелой и кровопролитной из войн на международной научно-практической конференции «Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого». Наиболее яркие моменты дискуссии отражены в итоговом сборнике, который сейчас готовится к выходу, передает Toppress.kz.
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, член редколлегии информационного и научно-практического журнала «Қазақстан мұрағаттары» Дина Ахметжановна Аманжолова обобщила точки зрения, представленные в трудах историков за последние годы. В частности, она отметила растущий тренд на вычленение истории казахов и Казахстана из истории СССР, хотя определенная часть исследователей до сих пор сохраняет приверженность доминантам советского времени, когда основное внимание уделялось обоснованию и доказательству роли интернационализма и патриотизма советских людей как консолидированной общности. В их работах показывается, как вооруженная борьба на фронте, работа в тылу, сопротивление на временно оккупированной территории касались каждого, объединяя народы общей сверхзадачей. Значительное место в таких трудах занимают боевые подвиги казахов–панфиловцев, участников обороны Брестской крепости, взятия Берлина и другие.
По ее словам, достижением историографии Республики Казахстан стало пополнение фактологии депортаций и эвакуации на территорию республики, в т.ч. в годы войны. Миграционные процессы 1940-х гг., имея организованный, вынужденный и насильственный характер, во многом компенсировали убыль населения периода коллективизации и войны. Ведущим лейтмотивом в характеристике общественной атмосферы в связи с размещением репрессированных и депортированных граждан является акцент на благородстве и жертвенности казахского народа: несмотря на все тяготы, он «помог им выжить и устоять перед страшным маховиком тоталитарного государства». Понимание и уважение подвига старших поколений при отчуждении его интернационального компонента обезличивает и нивелирует значение преимуществ межэтнической целостности страны.
Интернационализм как маркер развитой культуры общества, амортизатор социальных коммуникаций и идентичности обретает все более декларативный смысл. Меж тем Великая Отечественная война дает ценные примеры того, как разноуровневые социальные практики формировали культурно сложную и подвижную реальность, в которой взаимодействовали люди, общественно-политические и властные группы и структуры, позволяет сохранять полиэтничное прошлое как часть памяти общества, обогатив им актуальные хронотопы.
В последнее годы стало «модным» заниматься историей страны, – отметила доктор исторических наук, профессор ВАК Айжан Токановна Капаева. – На любительском уровне историей занимаются все: журналисты, писатели, политологи, чиновники, не имеющие профессионального исторического образования, полагая, что это же не физика и математика, где без специальных знаний не обойтись. Именно они создают «мифологизированную» историю, которая бездоказательна, не имеет под собой никаких источников. Создавая искусственно «сенсации», они тиражируют в различных СМИ, забывая одну истину, что история – это все же наука, которая не должна быть голословна, а должна опираться на комплекс источников, которые сопоставляются, проверяются, анализируются.
В своей работе «Историческая память о войне в Казахстане» исследовательница приходит к выводу что в Казахстане до 80-х г. ХХ в. существовал одна, не подвергавшаяся никакому сомнению позиция на события Великой Отечественной войны: Казахстан входил в состав СССР, как и остальные союзные республики, защищал свою Родину и внес значимый вклад в Великую Победу.
По ее мнению, с началом перестройки проблемы истории Советского Союза, Великой Отечественной войны и участия в ней бывших союзных республик получили новый импульс развития. Сократился перечень закрытых тем и вопросов, расширился доступ к архивным фондам, усилился обмен литературой и мнениями с коллегами из зарубежных стран. Однако был начат открытый поход против ее правдивого освещения.
Высказывались мнения, в которых ставился под сомнение справедливый, Отечественный характер войны со стороны СССР. “Новые демократы” начинали с уравнивания обеих воюющих сторон и их лидеров Гитлера и Сталина в ответственности за развязывание войны. Тем самым поставили под сомнение ее справедливый, поистине Отечественный характер со стороны СССР.
Интересное исследование проделала кандидат исторических наук Аксункар Турсуновна Абдулина. В работе «Казахи в национальном составе Героев Советского Союза» она изучила национальный состав Героев Советского Союза, в том числе казахов.
«Казахстанцам есть кого вспоминать – дивизии и бригады, сформированные в Казахстане, прошли большой путь по фронтовым дорогам, покрыв себя неувядаемой славой. За доблесть и героизм 96 638 воинов-казахов награждены орденами и медалями СССР, 497 воинов Казахстана удостоены высокого звания Героя Советского Союза, из них 97 были казахами» – отметила Абдулина. В национальном составе Советского Союза более 58% населения составляли русские, но удельная доля героев достигла более 70%, у украинцев положительная разница между удельными долями не превысила 1,51%, у осетин – 0,07%, у литовцев – 0,11%, у латышей – 0,04%, у абхазов 0,01%, у адыгейцев удельные доли совпали. По остальным этносам показатели Героев Советского Союза ниже показателей удельной доли в составе населения страны. По казахам разница составляет 0,98%, казахи следуют за мордвой, туркменами, чувашами, армянами, грузинами, кыргызами, таджиками, евреями и другими. В целом в СССР один герой приходился на 15 тысяч чел., у русских на 12 тысяч, у украинцев – на 13 тысяч, у белорусов на 16 тысяч, у татар на 26 791, евреев на 28 042, у казахов – один на 31 969 человек.
Кандидат исторических наук Салтанат Амиргалиевна Асанова изучила специфику поведенческой мотивации воинов казахских национальных формирований. По ее данным, несмотря на все обиды, причиненные советской властью казахи, с самого первого трагического периода Великой Отечественной войны стали одними из лучших солдат Красной Армии и внесли неоценимый вклад в Победу.
Казахи вместе с другими народами СССР вместе выстрадали тяготы становления советского государства, более того, в далекие исторические времена они всегда были соседями, всегда жили рядом. Общность исторического прошлого порождала чувство единства трудной судьбы. Это не до конца осознаваемое чувство, больше, чем официальные идеологемы, сближало народы СССР. Поэтому патриотизм казахских солдат наряду с другими факторами, мотивировался этим чувством. Единство советских людей было единством народов, вместе вставших на защиту общего государства, которое оказалось в трудном положении.
Асанова приводит и малоизвестные детали. Так, в октябре 1941 года в Ташкенте закончил работу съезд представителей мусульманства Средней Азии и Казахстана о чем сообщается в Докладной записке секретарю ЦКВКП(б) Г.М. Маленкову. Было принято обращение ко всем верующим мусульманам. «Делегат от Казахстана Аминов Абсолям, обращаясь к делегатам, заявил: «…я твердо уверен, что делегаты единодушно готовы защищать свою Родину, я очень рад, что в такое напряженное время нам предоставляют возможность созывать съезд. Будем молить бога, и просить Аллаха о скорейшей победе над фашизмом».