Дефицит дизельного топлива уже на протяжении длительного времени наблюдается в Казахстане. Жители регионов продолжают жаловаться либо на качество, либо на цены. Но больше всего казахстанцев волнует вопрос о его недостатке: с заправок резко исчезло топливо. Где-то установили лимит на его отпуск, а где-то его и вовсе нет. В чем заключается проблема, и есть ли вероятность того, что дефицит вызван искусственно, выяснила редакция Toppress.kz.
Я считаю, что дефицит дизельного топлива в Казахстане является искусственным. Вероятнее всего, цены, которые сейчас предлагаются потребителям не имеют для этого рыночного обоснования. По непонятным причинам, цены на дизельное топливо стали выше чем на бензин. Хоть и производить дизельное топливо легче, чем бензин – стоит он дороже. Я считаю, что руководство Министерства энергетики должно оперативно отреагировать на данный фактор и принять должные меры, – сообщил эксперт Чингиз Лепсибаев .
По его словам, есть вероятность возникновения искусственного дефицита топлива в стране для того, чтобы уравнять цены с соседними государствами.
Если это так, то приравнивать цены с «соседями» не является верным решением, так как плотность населения Казахстана намного меньше той же самой России. У стран абсолютно разные условия добычи ресурсов и государственные интересы, поэтому мы должны сами регулировать топливный рынок. А в условиях настоящей ситуации, можно предположить причастие каких-либо крупных игроков, которые «играют» и между собой, и с нами, – заключил Лепсибаев.
О том, что рано или поздно возникнет необходимость пересмотреть цены на дизельное топливо в стране, экономический обозреватель в СМИ Денис Кривошеев говорил уже достаточно давно. По его словам, резкое повышение цен на дизельное топливо связано со многими факторами, но главным является намеренное удержание их государством на особо низких значениях. По версии эксперта – это позволяло удерживать удар от инфляции практически по всем направлениям одновременно.
Можно было предположить, что рано или поздно что-то пойдет не так. Не могу сказать, что это намеренно, скорее всего, это просто результат так называемого оттока перерасхода топлива за счет его вывоза за пределы страны. Топливо в Казахстане стоит небольших денег, в связи с этим можно предположить, что соседние страны осуществляли вывоз за пределы страны в частности на приграничных пунктах, чем вызвали дефицит, – поделился спикер.
По его словам, данное явление было более чем ожидаемым. В том, что производители не в состоянии реализовывать топливо на рынок по тем ценам, которые им сейчас разрешаются, нет ничего удивительного. Спикер отметил, что, судя по ценам на дизельное топливо, можно предположить, что проблемы имеются во всем нефтяном секторе.
Наблюдая за периодическими волнениями на западе Казахстана по поводу увеличения заработных плат, можно сделать вывод, что у компаний-производителей просто нет ресурсов для этого. Так как долгое время работать только на обеспечении внутреннего рынка, отдавая практически все социальным обязательствам – невозможно. В связи с этим, безусловно, ожидается повышение цен. По прогнозам они будут на 10-15% меньше чем цены в России. Также следует понимать, что подорожало сырье. За счет того, что на внешних рынках сырье стоит дороже, даже при принудительном удержании цены на нее происходит давление из-за девальвации. Если обратить внимание на стандарт цен на заправочных станциях, который установило государство, можно заметить, что цена благодаря этому существенно не менялась, при том, что произошло серьезное обесценивание валюты, – рассказал Кривошеев.
Как отметил спикер, все вышеуказанное оказывает большое давление на рынок. Кроме того, не следует забывать про налоги, которые непосредственно влияют на стоимость топлива, и если не дать компаниям возможность «отыгрывать» их в цене, то они не смогут производить топливо эффективно и возможно будут вынуждены создавать искусственный дефицит.
В любом случае, нефть, а точнее топливо – это товар, который стоит ровно столько, сколько он стоит сейчас. Государство долгое время использовало его как некий инструмент, но переборщило, и сейчас необходимо отпустить эту цену и наконец-то понять реальную обстановку в экономике. Кроме того, это касается и цен на другие социально-значимые товары, которые также удерживаются, – заключил спикер.
В свою очередь, редакция Toppress.kz направила соответствующий запрос в Министерство энергетики Республики Казахстан для разъяснения ситуации.