Разговоры о том, что ребенка нужно приучать к искусству с младых ногтей, ведутся уже очень давно. Разумеется, искусство – это прекрасно, и если ребенок действительно будет с удовольствием его изучать, перед ним откроется действительно "дивный новый мир" – без примеси антиутопии, конечно. Но как же не отпугнуть его, как дать почувствовать, что он действительно прикасается к чему-то важному? Давайте попробуем разобраться.
С чего начать?
Некоторые весьма ответственные родители начинают показывать шедевры живописи своим чадам, начиная с колыбели. Мы не будем спорить, насколько это целесообразно, тем более что ученые продолжают спорить, воспринимает ли мозг ребенка картины или же они для него не имеют никакого значения – с таким же успехом можно показывать ему книжки-раскраски, оставив Кастеева и Моне до лучших времен. Возможно, стоит подождать очередного исследования британских ученых, которые наконец прольют свет истины на этот вопрос. Итак, мы решили, что начнем обучение ребенка прекрасному с того момента, когда он сможет воспринимать картины и задавать интересующие его вопросы. Эксперты в один голос просят об одном: не таскать за собой ребенка на "взрослые" выставки – вряд ли ему будут интересно это, если только он не особенный ребенок. Какой есть выход? Крупные музеи – например, Третьяковка – организовывают специальные экскурсии по музею, предназначенные как раз для детей. В интересной игровой форме ребятам расскажут не только о том, что такое музей, чем он отличается от остальных, но и проведут краткий экскурс в историю искусств. Такой вариант более чем приемлем. Если же вы сами обладаете хорошими педагогическими навыками, знаете психологию ребенка, то и сами сможете организовать интересный квест по зданию музея.
Ребенку нужен проводник, чтобы прийти в мир искусства. Лучше всего, если таким сопровождающим станете вы сами, а не няня или воспитатель в детском саду. В первые годы жизни связь матери с ребенком невероятно сильна – так пользуйтесь этим! Но начните с себя. В изучении истории искусства самое главное – это искренний интерес. Если вам интересны эти знания, то и ребенок со временем станет перенимать желание учиться новому, – Анастасия Постригай, искусствовед.
Как именно можно знакомить ребенка с искусством?
Вариантов, как привить любовь к искусству, много, главное – не «перекормить» ребенка неинтересными ему знаниями. Не грузите его теорией – ни к чему объяснять ему, чем отличается классицизм от барокко, а барокко от рококо. Если ребенок полюбит искусство, он сам потом будет изучать теоретические вопросы, а так вы только внушите ему, что искусство – это цифры, факты и длинные непонятные слова, оканчивающиеся на "-изм". Куда интереснее будет обсуждать с ним картины, причем не перебивать его и не говорить ему, что он неправ – наоборот, дайте ребенку возможность рассуждать. А может быть и так, что его свежий и незамутненный взгляд и вам откроет много нового в такой привычной картине, с которой у вас связаны клишированные высокопарные рассуждения о подтекстах и символах.
А еще вы можете рисовать вместе с ребенком – здесь никто не будет требовать от вас художественного образования и идеальных рисунков. Напротив, так вы еще сблизитесь с ребенком. Можете потренироваться и даже попробовать рисовать в разных манерах – так, в игровой форме, вдвоем с ребенком вы сможете объяснить ему, например, как рисовал Казимир Малевич. Уж черный квадрат и прочие геометрические фигуры вы нарисовать сможете. Или, например, можете раскрашивать домашних животных или людей в стиле Энди Уорхола. А можете попрактиковаться в импрессионизме – несколькими мазками обозначить цветочек или дерево. Можете даже по завету Клода Моне выйти на улицу, и у реки или в парке освоить плэнер – искусство рисования на свежем воздухе. Как французский художник, создайте нескольких вариантов рисунка одного и того же предмета в разное время дня – чем не отличная идея?
А еще есть такой вариант, как арт-терапия, набравший в последнее время большую популярность. Особенность арт-терапии состоит в том, что не нужно заранее продумывать сюжет картины. Включите приятную ненавязчивую музыку, дайте ребенку лист бумаги и краски (или карандаши) и скажите ему, что он может нарисовать первое, что придет ему в голову. Детские психологи утверждают, что это – очень полезное занятие, позволяющее ребенку познать свое внутреннее "я", освободив его от условностей повседневного «всестороннего развития». Кстати, данное занятие полезно не только детям, но и взрослым – в век стресса и технологий так приятно забыть обо всем и погрузиться в себя.
Бывает и так, что родителям кажется, будто на арт-терапии ребенок ничего не делает: рисует что-то, и все. Однако все гораздо сложнее: у ребенка идет большая внутренняя работа. Важно не вмешиваться в этот процесс: если ты будешь рисовать с ребенком, то можешь помешать ему, начав выражать собственные чувства. Поэтому на занятиях арт-терапии ребенку предоставляется полная свобода, преподаватель не мешает ему, не направляет его. Мы просто наблюдаем за ним. Уже после занятия можно спросить его, что он нарисовал, что он хотел этим сказать и так далее. И тогда наружу выходят все его переживания. Арт-терапия хороша и тем, что в ней не бывает травм – ни физических, ни психологических, – Назерке Садембай, детский психолог.
С каких картин начать знакомство с искусством?
Единого ответа здесь нет – каждый родитель сам решает, с чего ему начинать. Но, конечно, выбирая картины, следует задумываться о том, насколько ребенку интересен ее сюжет, что знакомого он может увидеть на ней, какие ассоциации она вызовет и так далее. Мы представим вам несколько картин, с которых можно начать знакомство ребенка с безграничным миром живописи. Причем включили в список мы и казахстанских, и европейских художников из разных временных эпох и разнообразных художественных направлений и школ.
Мария Лизогуб "Сказка".
Мы выбрали эту картину, потому что ее сюжет близок каждому ребенку – ведь именно добрая бабушка, как правило, рассказывает нам сказки. Вспомните бабушку Зере, которая открыла юному Абаю сокровищницу казахского фольклора – кто знает, стал бы он великим поэтом и мыслителем, не будь у него такой мудрой рассказчицы?
В произведении М. Лизогуб подкупает искренняя доброжелательность и удивительная точность в отражении традиционного казахского быта, время уже уходившее в прошлое нации, которую художница постигала, благодаря огромному желанию самой понять и принять ее как достояние человеческой культуры. Полотно передает общее состояние от духовного наполнения пространства интерьера самой юрты и той напряженной беседы, что ведется между персонажами. Можно сказать, что автор удивительным образом почувствовала духовное поле казахской традиционной культуры, – искусствовед Халима Труспекова.
Несмотря на то, что во время создания картины царствовали каноны соцреализма, Мария Лизогуб смогла обойти их жесткие, но все-таки преодолимые рамки. Именно поэтому перед нами – невероятно теплое и доброе полотно, понятное каждому и в то же время дарящее каждому человеку его собственные эмоции и воспоминания. Рассматривая эту картину, поговорите с ребенком о бабушке, пусть он вспомнит рассказанные ею истории – результат будет замечательным, и вы станете еще ближе.
из открытых источников
Зинаида Серебрякова "За завтраком".
Специалисты говорят, что особенно интересны детям те картины, на которых изображены их сверстники – ведь им знакомы их порывы, желания и даже проблемы. именно поэтому картина Серебряковой "За завтраком" – просто идеальный вариант для знакомства с искусством – настолько она изящно и ненавязчиво сообщает о важности семьи. Современники русской художницы говорили, что в ее семье действительно царила атмосфера тепла и уюта, которыми дышат ее картины. Вы можете рассказать, что художница изобразила на картине своих детей – восьмилетнего Женю, семилетнего Шуру, а также Таню или Тату, которой вот-вот исполнится три года. Спросите у ребенка, хотел бы он подружиться с этой семьей, что ему нравится или нет в их одеянии, что он думает об их чувствах и так далее. Мы неслучайно выбрали эту картину Серебряковой, потому что она, как никакие другие ее произведения, могут помочь ребенку научиться видеть поэзию и красоту даже в самых простых и обыденных вещах – пусть это будет простой прием пищи, но и он может быть полон приятных чувств и открытий.
art-portrets.ru Всеволод Теляковский "Камбар-батыр".
А в случае с этой картиной вы можете выступить в роли и литературного рассказчика, и искусствоведа, причем – одновременно. Только представьте, как увлекательно будет ребенку не только смотреть на картину и отвечать на вопросы, но и слушать про подвиги великого батыра. Возможно, вы вспомните и подвиги древнегреческих героев – Геракла, Тесея, Персея или даже Ахилла – вот и будет разностороннее образование. Картина Теляковского, как говорится, сразу бьет наотмашь динамикой, энергетикой боя батыра с противостоящим ему диким зверем – есть от чего задержать дыхание. Можете упомянуть, что это лишь одно из десяти панно, созданных художником в 1957 году – можете еще и рассказать об этой эпохе, обрисовав ее основные события. Также сразу объясните, что такое панно, и в чем его отличие от привычных картин, написанных маслом.
Черный могучий скакун взвился на дыбы, откинувшийся в седле богатырь сильными руками закидывает тигра над головой. В неудержимый порыв, схватившихся в смертельном поединке батыра и хищника вплетается неистовое движение коня-союзника человека, и волнение-сочувствие окружающей природы. Гнутся, стелются по земле, взлетают к небу высокие золотые травы. Как живые существа, почти участники, не только свидетели схватки, они выражают страх и удивление, и радость, доставляемую самой борьбой и предчувствие торжества победного мига. Пантеизм эпоса возникает, оживает в живописном, фактурном строе полотна. Жизненность, энергичная сила поэзии фольклора пропитывает весь художественный образ, – Райхан Ергалиева.
из открытых источников
Эндрю Уайетт "Мир Кристины".
Эта картина способна удивить и самого пресыщенного взрослого – настолько она многослойна. На первый взгляд, в картине нет ничего необычного – на траве сидит стройная девушка, и глядит на ферму – обыкновенный, едва ли не банальный сюжет. Но начните приглядываться – и вы поймете, что очень ошибались. При внимательном просмотре мы начинаем понимать, что девушка не просто стройна – она болезненно худа, ее волосы не треплет ветер – они небрежно собраны, и в них проглядывает седина. Романтичная поза – на самом деле неестественно вывернутые ноги, а руками Кристина вцепилась в траву. А теперь приготовьтесь: Кристина – не молодая девушка, когда американский рисовал ее составлял более сорока лет. И она болела от последствий полиомиелита – не могла ходить, но не хотела смириться с судьбой, и ежедневно сама, без посторонней помощи, проползала вокруг своего дома. Когда Эндрю Уайетт увидел ее из своего окна и узнал ее историю, он был поражен и решил увековечить силу духа Кристины в искусстве. Расскажите ребенку историю жизни героини американского художника, и донесите до него, что никогда не нужно отчаиваться и прекращать борьбу за свое счастье и полноценную жизнь.
wikipedia.org