Несгибаемая воля, безупречная профессиональная подготовка военнослужащих, современное техническое и технологическое оснащение – ключевые составляющие боевой мощи армии. О реализации поручения Главы государства по повышению оснащенности Вооруженных сил наша беседа с заместителем министра обороны по вооружению и военной технике генерал-лейтенантом Русланом ШПЕКБАЕВЫМ, передает Toppress.kz.
– Руслан Нуртолеуович, на основе чего принимается решение о закупе вооружения и военной техники (ВиВТ)? Как определяется потребность, чему отдаете приоритет?
– Прежде всего, мы руководствуемся концепциями строительства и развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, а также перевооружения и развития оборонно-промышленного комплекса. Действие документов рассчитано до 2030 года.
В их реализацию подготовлен план переоснащения Вооруженных сил новым, капитально отремонтированным и модернизированным вооружением и военной техникой, утвержденный министром обороны.
Потребности в вооружении и военной технике определяются в соответствии с планом применения Вооруженных сил и нормами обеспеченности.
Приоритетными направлениями являются БПЛА, средства огневого поражения, высокоточное оружие и боеприпасы, имущество для Сил специальных операций.
Закупки вооружения и военной техники для Министерства обороны проводятся в рамках государственного оборонного заказа через Министерство индустрии и инфраструктурного развития.
Наша задача – представить в этот уполномоченный орган технические задания и потребности в продукции военного назначения.
Оснащение новыми образцами вооружения проводится с соблюдением обязательных процедур, определенных Правилами принятия образцов на вооружение, утвержденными приказом министра обороны.
– Получается, вы недостаточно самостоятельны в вопросе определения поставщика? Как строятся взаимоотношения ваших ведомств в этих вопросах? И как в других странах организованы эти процессы?
– Специалисты Министерства обороны формируют технические задания на основе национальных стандартов, а при их отсутствии готовят их самостоятельно, где указываются товарные знаки, фирменные названия, наименования страны происхождения товара и производителя, другие данные.
Выбором поставщика действительно занимаются специальные комиссии уполномоченного органа, но в них включаются и представители Минобороны. Работа строится таким образом, чтобы Вооруженные силы получили продукцию, соответствующую нашим требованиям. При этом необходимо максимально исключить коррупционные риски.
По нашей информации, в других странах в процессах закупок ВиВТ имеются различия в части уполномоченных органов, но в целом они аналогичны.
– Очевидно, Минобороны проводит мониторинг мирового рынка вооружений, что это дает?
– Мониторинг мирового рынка вооружений – это основа всей нашей работы. Проводим постоянный анализ характера применяемых методов вооруженной борьбы, изучаем направления строительства и развития армий мира. С учетом этого и формируется конъюнктура закупаемого вооружения для войск.
Последние военные конфликты показали, что армии других стран наряду с классическими войсковыми операциями все более широко применяют гибридные методы вооруженной борьбы. Поэтому средства разведки, высокоточное оружие, беспилотные комплексы играют решающую роль.
Мы активно изучаем эти вопросы, проводим практические демонстрации, встречи военных специалистов с отечественными и иностранными производителями вооружения, в том числе в рамках международных выставок. Порядок выбора образцов и принятия их на оснащение Вооруженных сил, как я уже сказал, закреплен правилами.
– Мы видим, что в современных вооруженных конфликтах сегодня на первый план выходят беспилотные летательные аппараты и робототехника. Как развивается это направление?
– Преимущество беспилотных летательных аппаратов и робототехнических средств наземного, морского и воздушного назначения в том, что они работают там, где необходимо максимально исключить человеческий фактор.
С помощью беспилотников выполняются задачи разведки, постановки помех и нанесения точных ударов по наземным целям в дневное и ночное время суток.
У нас на вооружении есть израильские и китайские беспилотные летательные аппараты, в ближайшее время поступит турецкий современный комплекс, прорабатываются вопросы с другими производителями.
– Трудно переоценить значение военной авиации как в мирное, так и в военное время. Достаточно ли оснащены Силы воздушной обороны? Как выполняется поручение Президента по увеличению парка военно-транспортной авиации? Что сделано в этом направлении?
– Силы воздушной обороны оснащаются современными многофункциональными истребителями (Су-30СМ) поколения 4++, ударными (Ми-35М) и транспортно-боевыми (Ми-171Ш) вертолетами, военно-транспортными самолетами (С-295) и учебно-тренировочными самолетами L-410.
В рамках поручения Главы государства в целях оперативной переброски на большие расстояния личного состава, тяжелого вооружения, специальной техники и других грузов, выполнения специальных операций и других важных общегосударственных задач в ближнесрочной перспективе будут поставлены военно-транспортные самолеты большой грузоподъемности А400М производства испанской компании Airbus D&S.
Продолжается закуп линейки военно-транспортных самолетов среднего класса. В 2023 году будет поставлен очередной самолет С295М этой же компании.
– Руслан Нуртолеуович, в вашем досье достаточно часто звучит слово «артиллерия». Окончили Одесское высшее артиллерийское командное училище, Военный артиллерийский университет Вооруженных сил России. Долгое время служили по этой линии. Какое оружие сегодня актуально для Ракетных войск и артиллерии?
– Сегодня на вооружении состоят реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч», самоходная артиллерия «Гвоздика», «Акация», ствольная артиллерия «Д-30», «МСТА-Б», «Гиацинт» и др.
В целом это вооружение способно выполнить поставленные задачи.
Вместе с тем мы работаем над увеличением огневой мощи вооружения посредством его модернизации. На вооружении артиллерийских подразделений имеются и приобретаются средства разведки и целеуказания: «Атлас», БПЛА Skylark-1LEХ, радиолокационных станций разведки стреляющих батарей «Платформа». Эти средства позволят значительно увеличить огневые возможности артиллерийских подразделений.
Отечественным предприятием АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» создается ракетный комплекс залпового огня с дальностью стрельбы до 300 км. Его поставка запланирована на 2023 год. Комплекс применяет высокоточные боеприпасы, что на порядок увеличивает эффективность его применения.
По результатам опытно-войсковой эксплуатации будет принято решение по оснащению войск данным ракетным комплексом. Такие подходы будут реализованы и по другим системам.
– Глава государства также акцентировал внимание на необходимости развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Насколько задействованы в этом процессе казахстанские предприятия?
– Больше половины объема государственного оборонного заказа Вооруженных сил обеспечивают отечественные предприятия ОПК.
О значимых поставках мы информируем общество.
Казахстанские предприятия производят ремонт и обслуживание значительного количества военной техники.
Для Сухопутных войск отечественные оборонные предприятия поставляют бронированные колесные машины «Арлан 4х4», проходят опытную войсковую эксплуатацию БКМ 8х8, производится капитальный ремонт бронетехники: танков Т-72, БМП-2 и БТР-80.
Для Сил воздушной обороны на базе ТОО «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Гранит» осуществляется капитальный ремонт зенитно-ракетных комплексов С-300ПС, модернизация С-125, а также производятся отечественные радиолокационные комплексы «Нур».
На базе АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» реализуется проект по созданию ракетного комплекса залпового огня для Сухопутных войск с высокоточными ракетами.
АО «Уральский завод «Зенит» ведет строительство вспомогательного (многофункционального) судна для применения в Военно-морских силах.
Министерство обороны играет большую роль в развитии отечественного оборонно-промышленного комплекса и находится в постоянном взаимодействии с его предприятиями.
В целом отмечу, что армия Казахстана обеспечена основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами, что позволяет рассчитывать на максимально адекватное реагирование современным вызовам и угрозам безопасности государства.