Что не так с проектом нового Налогового кодекса и почему его рано принимать. Об этом эксперты рассказали порталу Bes media, передает Toppress.
В Казахстане не утихают споры вокруг проекта нового Налогового кодекса, который может поменять правила игры для МСБ и оказать влияние на экономический ландшафт страны.
Разработанный властями проект нового Налогового кодекса вызывает опасения среди представителей малого и среднего бизнеса. Потенциальные изменения могут привести к ужесточению налоговой нагрузки, поставить под угрозу развитие бизнес-климата и заставить ещё больше предпринимателей уйти в тень.
Перезагрузить фискальное регулирование и подготовить новый Налоговый кодекс (НК) поручил Касым-Жомарт Токаев в 2022 году. Приоритетами тогда президент обозначил более простое налоговое администрирование, цифровизацию, упрощение специальных налоговых режимов (СНР) и расширение применения розничного налога для вывода бизнеса из тени. Подготовить НК должны были к 2023 году, но не успели. В очередном послании народу Казахстана в 2023 году президент поручил ускорить внедрение “прогрессивного налогообложения”.
В феврале 2024 года президент выразил недовольство затянувшейся разработкой и предложенными изменениями.
В июне 2024 года на сайте “Открытые НПА” разместили проект нового НК, к окончанию публичных обсуждений, 15 июля 2024 года, документ набрал один голос за и 591 против. Пользователи оставили почти 3000 комментариев с отзывами и предложениями по изменениям.
Как менялся кодекс
Если обращаться к истории независимого Казахстана, то первый закон о налогах приняли в 1995 году, а в 2001-м выпустили первый Налоговый кодекс, который вступил в силу в 2002-м. Тот Налоговый кодекс представлял собой тонкую книгу и был, скорее, общим правовым актом, чем кодексом в нынешнем понимании, регулировал отношения между государством и налогоплательщиком и предусматривал процедуры исчисления и уплаты налогов.
В 2008 году президент РК Нурсултан Назарбаев объявил, что стране требуется новый Налоговый кодекс, который должен предусматривать более низкие налоговые ставки и упрощённые процедуры налогового администрирования. В том же году выпустили второй НК, в который внесли 3,5 тысячи изменений в 700 статей. В 2017 году следующие 60 пакетов правок внесли в третью версию кодекса. Сейчас готовится к принятию уже четвёртый. И судя по проекту на сайте “Открытые НПА”, он представляет собой талмуд из более чем 900 страниц формата А4.
“Действующий Налоговый кодекс вступил в силу 1 января 2018-го. За эти годы в него внесены поправки 42 законами, а также в 2020-м были выпущены постатейные комментарии, разъясняющие нормы Налогового кодекса. Причём последние поправки внесли в июле 2024 года. Думаю, действующий Налоговый кодекс принят в спешке и некоторые моменты не продуманы. Аналогичную ситуацию мы видим сейчас. На обсуждение проекта Налогового кодекса дали 2 недели, а в проекте 802 статьи. Позже опубликовали изменённый проект, но уже без обсуждений. Новый Налоговый кодекс нужен Казахстану, но к его написанию необходимо подходить осторожно и обдуманно. Понятное и простое в исполнении налоговое законодательство приводит к росту экономики. И наоборот, усложнение администрирования, а также увеличение ставок налогов приводит к уходу бизнеса в тень”, – прокомментировал основатель группы компаний “Учёт.kz” и сопредседатель партии Respublica Максим Барышев.
Принятые решения и спорные моменты
Основные изменения налогообложения для МСБ коснулись специальных налоговых режимов (СНР), налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН). Однако эти правки не нашли позитивного отклика бизнес-сообщества.
Специальные налоговые режимы (СНР) и “упрощёнка”
В части СНР для малого бизнеса, в том числе производства и B2C (Business-to-Сonsumer – бизнес для потребителя, то есть взаимодействие организации с частным лицом, конечным потребителем) налоговая ставка будет снижена с 3 до 2% от дохода. Для компаний в сфере B2B (Business–to–business – бизнес для бизнеса, то есть взаимодействие компаний) ставка составит 8%.
Для самозанятых (на основе патента, приложений или платформенной занятости) налог составит 4%. В этом случае отчисляются только пенсионные взносы, социальные отчисления и в ОСМС без ИПН. Доход не должен превышать 340 МРП в месяц (1,25 млн тенге в 2024 году), деятельность должна соответствовать определённым видам.
“Почему самозанятые не открывают ИП? Потому что нужно уплачивать пенсионные и социальные отчисления. Минимальная сумма – 18 700 тенге. Если вы открываете ИП как мобилограф и у вас на старте в месяц всего 100 тысяч тенге, вы в любом случае должны ежемесячно уплачивать 18 700 тенге. На начальном этапе это невыгодно. Мы предлагали: давайте сделаем единый процент. Услышали: будет единый платёж для самозанятых со ставкой 4%, но с ограничениями по видам деятельности. Нельзя прописывать каждый вид профессии в этом налоге для самозанятых, потому что с каждым годом появляются новые. Допустим, 10 лет назад не было мобилографов, SMM-щиков, таргетологов. Сейчас они есть. С каждым годом будут появляться новые профессии, и, соответственно, нельзя ставить ограничения по видам деятельности”, – рассказал председатель правления Союза независимого бизнеса Казахстана, налоговый консультант Берик Заиров.
В проекте нового НК режимы упрощённой декларации и розничного налога предлагают объединить со следующими условиями:
- годовой доход до 500 млн тенге;
- не ограничено количество работников (сейчас в упрощённой декларации – 30 человек, в розничном налоге – 200 человек);
- налоговые ставки: 2% – на доходы физических лиц, 8% – на доходы бизнеса;
- нет ограничений по видам деятельности (кроме некоторых из так называемого запретительного списка);
- освобождение от НДС.
По словам Максима Барышева, за 2023 год предприниматели, работающие по “упрощёнке”, уплатили 807 млрд тенге налогов, но “упрощёнка” перестала быть простой. Налоговые органы запрашивают всё больше и больше сведений у бизнеса, применяющего этот режим, а сама форма налоговой отчётности пополнилась дополнительными приложениями.
“В 2023 году ввели розничный налог, ставки и предельный оборот по которому соответствуют ожиданиям предпринимателей и мировой практике. Предел оборота составляет 2,2 млрд тенге. Более 40 000 предпринимателей используют розничный налог. Однако в проекте Налогового кодекса перекраиваются СНР. Придумали режим для малого бизнеса, который объединяет действующую норму упрощённой декларации и розничный налог, где устанавливается ставка в 2-4% по решению маслихата. В предлагаемом режиме для малого бизнеса ставка будет 2%. Но пока не решён вопрос о том, как предприниматель, работающий по общеустановленному режиму (ОУР), будет брать на вычеты покупки у предпринимателя, работающего по режиму для малого бизнеса. В проекте предлагается, что расходы по приобретению товаров и услуг у малого бизнеса, применяющего СНР, на вычеты будут относиться не в полном объёме. Покупатели-юрлица смогут относить такие расходы на вычеты в пределах 40%, а ИП – 80%. Следовательно, ИП и юрлицам будет выгоднее закупаться в компаниях, работающих на общеустановленном режиме налогообложения. Порог дохода для применения СНР снизили в 4,5 раза – с 2,2 млрд тенге для розничного налога до 500 млн тенге. В экономически развитых странах оборот малого бизнеса составляет 10 млн долларов и существующий оборот в 2,2 млрд соответствует мировому показателю малого бизнеса. Поэтому мы активно отстаиваем прежний порог”, – объяснил Максим Барышев.
По мнению исполнительного директора ОЮЛ “Ассоциация прямых продаж Казахстана” Анастасии Калашниковой, не стоит нагружать МСБ, потому что в разрезе налоговых поступлений это малая доля.
“Чтобы внедрить хороший налоговый режим для малого бизнеса, нужно чётко понимать, сколько денег он будет приносить в бюджет, и сколько затрат в конечном итоге получит предприниматель. За счёт малого бизнеса мы всё равно много не получим. Малый бизнес – это больше социальная нагрузка, занятость. Из всех налогов всего 3% приходится на МСБ. Одной из задач было вывести бизнес из тени, но, на мой взгляд, с этим кодексом такого результата мы не получим. Нам нужен простой налоговый режим для этой категории предпринимателей, чтобы бизнес получил деньги, одним кликом оплатил налоги и забыл про это”, – пояснила Анастасия Калашникова.