В период с 25 августа по 1 сентября Посольство Китая в Казахстане организовало пресс-тур по самым передовым предприятиям Поднебесной. Тур по трем городам, а именно Шанхай, Ляньюньган, и Гуанчжоу продемонстрировал журналистам из Казахстана самые ультрасовременные технологические, логистические, и транспортные кластеры, которые сегодня являются столпами китайского первенства в данных отраслях, передает корреспондент Toppress.kz.
В частности это технопарки, которые сфокусировали свои усилия на разработке новых видов транспорта и автомобилей. Как например, Парк водородных технологий Цзядин в Шанхае, который нацелен в ближайшее время создать универсальные виды транспорта на водородном топливе. Парк стремится создать интегрированную экосистему для водородной энергетики и расширения возможностей. И если электрокары сегодня не только тренд, но уже новая реальность, то новым фарватером ближайших 10-15 лет станут именно автомобили на водородном двигателе. Чем же они выгодно отличаются от электрокаров?
Ключевым преимуществом водородных автомобилей является то, что они могут заправляться за считанные минуты, и при этом не выбрасывать в атмосферу никаких вредных выхлопов, что существенно улучшило бы экологию крупных мегаполисов мира, в том числе и Алматы. К тому же, водород это самый распространенный элемент во Вселенной. И такой проблемы как дефицит топлива и энергоресурсов точно не будет. Что касается климата Астаны, то автомобиль на водороде гораздо более стойкий при экстремально низких температурах. Чего не скажешь о тех же электрокарах. Однако, сегодня именно электрокар обласкан всеми крупными игроками автопрома. И все автопроизводителя корпят над разработкой и модернизацией именно данной породы авто.
В Казахстане как известно, наиболее ярким представителем электрокаров является линейка автомобилей Zeekr. Но, серьезную конкуренцию данной марки на китайском рынке составляют автомобили бренда Aion – гордость города Гуанчжоу. Данная марка не так распространена на рынке Казахстана. Но, являясь бюджетным электрокаром, Aion Hyper мог бы уверенно занять сегмент семейных авто для среднего класса и стать доступным широкому кругу покупателей.
Бренд Aion был представлен как суббренд электромобилей под брендом GAC New Energy в 2018 году. Первая модель Aion S была показана публике в ноябре на выставке Auto Guangzhou. В 2019 году GAC анонсировала 12 новых моделей, в число которых в конечном итоге вошли Aion LX, V и Y.
В 2021 году GAC объявила, что новейший Aion V будет оснащен графеновой батареей, которая сможет заряжаться от 0 до 80% за 8 минут, добавляя 70 кВт⋅ч заряда. А в 2021 году Aion анонсировала зарядную станцию A480, 480 кВт, 1000 В. Зарядка 35,1 кВт⋅ч (30–80%) нового Aion V 6C менее чем за 5 минут и зарядка 0–80% за 8 минут. В сентябре 2022 года Aion представила спортивный автомобиль Hyper SSR, который стал флагманским для компании и на первый взгляд напоминает спорткар Audi R8 из фильма «Железный человек».
Порхай как бабочка
Но, если первые разработки электрокаров и водородных двигателей начались довольно давно и не является по сути чем-то фантастическим, то летающие автомобили это футуризм в полном своем проявлении.
Частная китайская авиастроительная компания Ehang специализирующаяся на разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов для пассажирских и грузовых перевозок уже перешла на массовое производство дронов для широкого пользования.
Дроны EHang имеют шестнадцать пропеллеров и по сути являются гибридом небольшого самолета и вертолета, но гораздо мобильнее.
Сегодня эти дроны имеют несколько назначений — перевозка в городской среде пассажиров и небольших грузов (продукты, цветы, посылки), аэрофотосъёмка, тушение пожаров, внешний осмотр инфраструктурных объектов (скоростные шоссе, мосты, газопроводы, линии электропередач), проведение в ночном небе шоу с помощью больших групп дронов.
По сообщениям агентства Reuters, заказать беспилотник EH216-S можно на китайской интернет-площадке Taobao. Стоимость составляет 2,39 млн юаней, или приблизительно $332 тысяч долларов. То есть около 160 миллионов тенге.
По сегодняшним прогнозам поступление этих дронов в продажу в качестве аэротакси откроет новую эпоху безопасной и экологически чистой воздушной мобильности. Запаса аккумуляторного заряда у этих аппаратов хватает на преодоление расстояния приблизительно в 30 км. Такой дрон к примеру, хорошо подошел бы к быстрой перевозки пассажиров из гостиницы до аэропорта, в обход всем заторам на дорогах. Что касается дронов покрупнее, тех, что предназначены для междугородних перелетов и пожаротушения, то у них запах хода может превышать 100 километров. Это означает, что расстояния, которые до этого занимали у автомобилистов не менее трех часов, теперь будут занимать не более получаса. А пожары на высотках, в которых люди зачастую становятся заложниками огня и высоты, будут устраняться за считанные минуты.
Дом летающих экранов
Открытие последней олимпиады в Париже вызвало у мирового сообщества бурю негодования. Ведь вместо привычного олимпийского масштаба и эпичности в авангарде у французов стояла эксцентрика, эпатаж, и желание вызвать спорную полемику, нежели стремление удивить постановкой и размахом зрелища. Многие в укор французам приводили в пример Летние олимпийские игры 2008 года, и Зимние олимпийские игры 2022 года в Пекине. В обоих случаях за визуальное пиршество отвечала компания Guangzhou Leafun Culture Science and Technology Company Li Feng, которая была основана в 1997 году, и с тех пор стала главным светодиодным ландшафтным дизайнером всех событий государственного масштаба.
Создавая с помощью LED-экранов и световых иллюзий самые невероятные и красочные шоу, компания завоевала статус самой креативной и амбициозной в сфере воплощения ослепительных перформансов, которые только можно себе вообразить. Сегодня спецы из компании тесно работают и в сфере вычислительных технологиях, связанных с ИИ и компьютерными играми.
Немалую долю в успехе компании сыграло их сотрудничество с крупнейшим китайским кинорежиссером Чжаном Имоу, который и руководил постановкой главных олимпийских церемоний. Безумный визионер, мастер эпохального действа, и просто гений создал такие нетленные картины как «Герой», «Тень», «Подними красный фонарь», «Проклятие золотого цветка», и «Дом летающих кинжалов». Каждый из этих фильмов является шедевром в плане масштаба, качества исполнения, фееричности костюмов, декораций и исторической значимости. По словам представителей компании Чжан Имоу очень требователен в работе, и они старались сделать все возможное, чтобы мастер мог воплотить в жизнь задуманное.
Реинкарнация Шелкового пути
Сегодня ключевой артерией в экономических отношениях Китая и Казахстана безусловно является инициатива «Один пояс – один путь», который по сути является современной инкарнацией Великого шелкового пути. Инициативу “Один пояс – один путь” в 2013 году предложил Си Цзиньпин. По изначальному замыслу она объединяет два проекта – “Экономический пояс Шелкового пути”, включающий несколько экономических коридоров, и “Морской Шелковый путь XXI века”. Она должна соединить Китай со странами Европы, Центральной Азии и Африки и активизировать международные торгово-инвестиционные проекты.
И если Казахстан занимает в этом пути роль замыкающего транзитного звена, то одной из главных отправных точек является китайский прибрежный город Ляньюньган. Город с невероятной портовой атмосферой, чистейшими улицами, и вечно свежим бризом, который обдувает лица всех, кто решил прогуляться по ночным улицам. Именно из Ляньюньгана в Казахстан отправляется львиная доля бытовой техники, электроники, и прочих товаров, которые пользуются спросом не только у нас, но в странах Европы и Ближнего Востока.
“Китайский Ляньюньган – немецкий Дуйсбург”, – так звучит тезис экспертов и китаеведов, которые хотят привести точную аналогию китайскому городу. Дуйсбург, как известно, один из крупнейших речных портов в Европе. На севере он граничит с Динслакеном, на востоке с Оберхаузеном и Мюльхаймом, на юге — с Ратингеном и Дюссельдорфом, на западе — с Крефельдом и Мерсом.
Железные и автодороги из Китая проходят через Казахстан, и идут до Туркменистана, Ирана и распространяются на весь Ближний Восток. Есть так же маршруты на Россию и Беларусь. Кроме того из терминала Ляньюньгана совершаются грузоперевозки в направлении стран Европы. Таким образом Казахстан играя в этих направлениях роль транзитной зоны так же будет укреплять отношения со всеми странами-партнерами.
Самым амбициозным проектом в рамках инициативы «Один пояс-один путь» и в экономическом партнерстве Китая и Казахстана является строительство контейнерного хаба, который будет логистическим мостом между городами Актау и Ляньюньган.
В конце апреля этого года в нашей стране был принят Комплексный план развития морской инфраструктуры на 2024-2028 годы. Согласно плану, строительство контейнерного хаба должно начаться уже в этом году, а ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2025 года. На реализацию столь масштабного проекта планируют выделить 43,4 миллиарда тенге. Данный хаб позволит сформировать контейнерный сток и сервис для стран Каспийского региона и Центральной Азии.
Помимо проекта «Терминал в порту Ляньюньган», АО «KTZ Express» совместно с ООО «Группа компаний Порт Ляньюньган» реализован проект «Сухой порт KTZE-Khorgos Gateway» расположенный на казахстанско-китайской границе в центре Специальной Экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота». Площадь Сухого порта 129,8 га интегрирована с логистической (224,9 га) и индустриальной (224,6 га) зоной. «Сухой порт Хоргос» в первую очередь создан для оптимизации логистических процессов как между двумя странами, так и при отправке грузов транзитом через Казахстан.
Увидев все технические достижения и грядущие мегапроекты Поднебесной, можно смело сказать одно. То, что рождается как ноу-хау, в Китае очень быстро масштабируется и превращается в индустрию. И сегодня именно Китай наряду с другими прорывными странами можно назвать технологическим законодателем и лидером по внедрению в нашу жизнь самых передовых инноваций.
Автор: Дулат Жумагазин