Директор российского аналитического бюро «Стан-Центр» Андрей Выползов прокомментировал государственный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Казахстан, передает Toppress.kz.
— Что вы можете сказать о статусе этого визита президента Российской Федерации? О чем говорит уровень таких встреч между главами Казахстана и России?
— Как известно, по протоколу государственный визит является высшей категорией визитов. В этом году таких госвизитов у Путина было, если я не ошибаюсь, шесть. В Казахстан — седьмой. Но, честно говоря, я бы особо не зацикливался на этом статусе. На мой взгляд, важно другое: наш президент побывал в этом году с государственными визитами в Китае, Монголии, КНДР, Вьетнаме, других странах Азии, но по разу. А вот в Казахстане Владимир Владимирович уже второй раз за год (в июле на Астанинский саммит ШОС, если продолжать протокольную терминологию, был «рабочий» визит). Учитывая, что сам Касым-Жомарт Кемелевич в этом году побывал в России, по-моему, трижды, можно ответственно говорить, что контакт между нашими странами на высшем уровне — беспрецедентный.
— Астана подготовилась встречать Владимира Путина в торжественной обстановке. В честь приезда президента России в столице разместили российские флаги, а в аэропорту — баннер с его изображением и фразой «Ваше превосходительство, господин Владимир Путин, добро пожаловать в Астану!». Как вы объясните подобный церемониал? Это обычная практика в ходе визита высшего уровня?
— Конечно, видя такой баннер, сразу вспоминаются «старорежимные» фразы, которые мы слышали в советских фильмах (например, в комедии «Иван Васильевич меняет профессию»: «О, да ты, ваше благородие, нарезался!»). Но если серьёзно, то перед нами обыкновенная дипломатическая практика. Причём мировая. Я, например, видел, как даже польские политики, которых не заподозришь в любви к России, пишут у себя в блогах, обращаясь к Путину, Байдену и другим президентам: «Его Превосходительство» (по-польски: Jego Ekscelencja, или просто JE). И по-английски — Your Exellency — постоянно звучит в международной практике применительно к лидерам государств. Так что не стоит искать чёрную кошку в чёрной комнате.
— Какие у вас ожидания от этого визита? Вопросы сотрудничества в каких приоритетных сферах будут центральными в переговорах Токаева и Путина?
— Прогноз дали сами президенты в своих статьях, предваряющих визит. Это, безусловно, экономика, но, что меня радует, не только. Прежде всего, это образование. Недаром Токаев в своей статье подчеркнул, что сотрудничество Казахстана и России в образовательной сфере наполняется новым содержанием. На переговорах, очевидно, будет заострено внимание на праздновании 80-летия Победы. На сегодня это, я бы сказал, главная духовная тема, объединяющая разные поколения людей в России и Казахстане. Тема победы над фашизмом имеет и проекцию в будущее.
— Встреча президентов Казахстана и России проходит накануне саммита ОДКБ в Астане. Может ли визит стать платформой для обсуждения вопросов безопасности в Центральной Азии? Как здесь пересекаются интересы и взаимное значение России и Казахстана друг для друга?
— Комментируя саммит ОДКБ в Астане, надо держать в уме совещание руководителей органов безопасности и разведывательных служб стран СНГ, которое состоялась вчера, 26 ноября, в Москве. Таким образом, сегодня мы имеем теснейшую координацию как по военной линии, так и по линии спецслужб. Очевидно, что столь серьёзная слаженность связана с внешними вызовами относительно будущего Центральной Азии. Казахстан как лидер региона максимально ответственно подходит к вопросам безопасности, и, я убеждён, совместный выработанный план с Россией не позволит поджечь нашу Евразию.