Верхняя Палата Парламента внесла свои поправки в нормы Кодекса и вернула в Мажилис на доработку, передает Toppress со ссылкой на Kazinform.
«Бюджетный кодекс РК», а также Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования бюджетного законодательства и признании утратившим силу Закона РК «О концессиях» рассмотрены на заседании Сената и одобрены в первом чтении.
Однако в ходе обсуждения Бюджетного кодекса, а также сопутствующего к нему Закона с учетом замечаний и предложений депутатов Сената возникла необходимость внесения в них изменений.
Как сообщил депутат Бекбол Орынбасаров, в целях реализации поручения Главы государства по эффективному и рациональному использованию средств, выделенных из Национального фонда, а также для достижения результатов по увеличению валютных активов Нацфонда РК до 100 млрд долларов Кодекс (статья 115) дополнен нормой по обязательному возврату использованных не по целевому назначению целевых трансфертов в Нацфонд.
Для усиления контроля за использованием средств Нацфонда в статье 63 Кодекса предложено включить норму по рассмотрению Советом по управлению Нацфондом результатов мониторинга за целевым, законным и эффективным использованием средств, выделенных из Нацфонда.
— На практике годовая сумма гарантированного трансферта из Нацфонда привлекается ежемесячно равными долями. Но, как правило, в течение финансового года потребность его в необходимых суммах бывает разной. В связи с чем предлагается норма, где государственное казначейство может устанавливать разные суммы ежемесячного объема гарантированного трансферта в зависимости от фактических потребностей. Для обеспечения возврата средств, отвлеченных из республиканского бюджета в рамках договора поручительства и регламентации срока его действия, предлагается предусмотреть (статья 145) норму по их возврату, а также норму, предусматривающую основание прекращения действия поручительства государства, — сказал сенатор.
Также в целях предотвращения последствий паводков, и оперативного решения задач в условиях острой паводковой ситуации предлагается в расходах республиканского бюджета предусмотреть субсидирование расходов по займам, привлеченным под государственную гарантию, на развитие водохранилищ, каналов и гидротехнических сооружений.
— При этом, в рамках Водного кодекса предложено компетенцию уполномоченного органа дополнить правом на разработку и утверждение правил субсидирования и выплат субсидий из бюджета для реализации проектов по данным направлениям. В расходы республиканского бюджета также предложено включить расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также для проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с компетенцией уполномоченного органа, предусмотренной положениями Закона «О гражданской защите», — отметил Бекбол Орынбасаров.
По его словам, по бюджетным инвестиционным проектам в сфере жилищно-коммунального хозяйства не могут быть установлены определенные ограничения по территориальности. К примеру, строительство тепломагистрали от ТЭЦ до города. В связи с чем предусмотрено исключение слов «находящихся в пределах».
— С целью борьбы с деградацией, опустыниванием и обводнению пастбищ на сельской территории в расходах бюджета районного и сельского бюджетов предлагается предусмотреть средства на развитие и реконструкцию объектов пастбищной инфраструктуры. Поскольку расходы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог между сельскими населенными пунктами производятся за счет областного и районного бюджета, предложено данные расходы исключить из расходов сельского округа, — сказал депутат.
Кроме того, в целях обеспечения принципа открытости бюджета предлагается (статья 40) предусмотреть норму по обеспечению публикации центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и местными исполнительными органами ежемесячных отчетов об исполнении бюджетов.
— На уровне Кодекса закреплена компетенция по осуществлению органами государственного казначейства текущего контроля при осуществлении платежей и переводов денег в национальной и иностранной валютах, в том числе связанных со строительством, государственными закупками, реализацией пилотных проектов субъектами квазигосударственного сектора. Учитывая наделение первых руководителей центральных и местных государственных органов и секретарей бюджетной комиссии новой ответственностью по подготовке документов на рассмотрение бюджетной комиссии предлагается определить должностных лиц в лице руководителя, которые должны быть председателем или секретарем местной бюджетной комиссии, — отметил сенатор.
Помимо этого, поскольку Бюджетный кодекс предусматривает выпуск государственной исламской ценной бумаги предлагается предусмотреть порядок и условия ее выпуска и оборота.
— Также дополнена норма по определению порядка разработки планов финансирования по обязательствам и платежам, а также порядка по составлению сводных планов поступлений в бюджет и сводных планов финансирования по обязательствам и платежам. Вместе с тем, в рамках рассмотрения сопутствующего к Бюджетному кодексу Закона также по инициативе депутатов доработаны отдельные вопросы. Так, в Законе Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» в рамках аккредитации в целях снижения нагрузки на бизнес внесена норма по требованию на одного специалиста наличия международного сертификата и опыта работы в сфере государственно-частного партнерства одновременно. Также внесены изменения, корреспондирующие нормы Кодекса, и связанные с правилами юридической техники, — добавил Бекбол Орынбасаров.