Об этом высказались депутаты, на состоявшемся в Мажилисе Парламента РК Правительственном часе на тему «Проблемы и перспективы развития института частных судебных исполнителей в Казахстане», передает Toppress.
Перед началом заседания, для его участников, была развернута тематическая выставка, посвященная последним достижениям автоматизированных информационных систем в области исполнительного производства.
В своем докладе, министр юстиции Ерлан Сарсембаев рассказал, что за прошлый год в органы юстиции по линии принудительного исполнения поступило 89 тысяч обращений и жалоб, что больше в два раза в сравнении с 2023 годом. Доля их в общей массе от всех обращений и жалоб прошлого года составила 63 процента.
– В большинстве случаев заявители жалуются на отсутствие прозрачности и информативности хода исполнения производства, несвоевременную отмену мер принудительного исполнения, реализацию имущества, неисполнение алиментов. Таким образом, анализ показал на необходимость принятия организационно-законодательных мер, включая оптимизацию процедур исполнения путем применения автоматизированного процесса в информационной системе, – отметил министр.
По словам Ерлана Сарсембаева, уже сейчас, ведомством, прорабатываются вопросы, касающиеся предоставления равного доступа взыскателю и должнику для контроля процесса исполнительного производства, внедрения в систему «цифрового помощника», а также вопросы повышения ответственности ЧСИ, которые на сегодняшний день, при привлечении к дисциплинарной ответственности, не несут каких-либо последствий.
Продолжая тему развития института ЧСИ, депутат Снежанна Имашева подчеркнула отсутствие четкого взаимодействия судебного исполнителя с участниками исполнительного производства.
– Эта тема была предметом обсуждения правительственного часа в 2022 году. С той поры мало что изменилось. Как и прежде граждане не могут добиться от судебных исполнителей надлежащей обратной связи. Судебные исполнители и их помощники продолжают проявлять некорректное поведение, допускать грубость в обращении, не предоставлять информацию по исполнительному производству, игнорировать телефонные звонки и взыскателей, и должников. Несмотря на внедрение извещений посредством СМС, должники продолжают узнавать о возбуждении иполнительногопроизводства в момент, когда уже заблокированы счета, арестовано имущество или ограничен выезд из страны. Это свидетельствует о том, что, формально известив, судебные исполнители не утруждают себя последующими звонками для разъяснения ситуации и взаимодействия, – сказала депутат.
Кроме этих, депутатами поднимались вопросы несвоевременного перечисления и присвоения денежных сумм взыскателей, неравномерной нагрузки дел на судебных исполнителей, легкого доступа в профессию, влияющего на качество кадров и многие другие.
Мажилисменами было также отмечено и несовершенство самого закона о судебных исполнителях, в связи с чем, депутаты предложили вернуться к вопросу о подготовке нового проекта закона о судебном исполнении.