На недавней встрече Президента Казахстана с представителями крупного бизнеса обсуждались стратегические вопросы, в том числе налоговая реформа. Экономист Алмас Чукин, приглашённый на мероприятие в качестве независимого специалиста, поделился на своей странице в Facebook своими впечатлениями и выделил ключевые моменты выступления главы государства, передает Toppress.
По словам Чукина, несмотря на широкий спектр озвученных предложений, главные тезисы прозвучали именно в итоговом слове Президента. Среди них можно выделить несколько ключевых направлений:
1. Вопрос повышения НДС. Президент поручил правительству внимательно проанализировать возможное увеличение ставки НДС, оставив пространство для обсуждений в парламенте и среди общественности.
2. Дифференциация налоговых ставок. Было чётко обозначено, что для отдельных отраслей ставка НДС может быть снижена. Вероятно, речь идёт о нулевой ставке для сельского хозяйства и сниженной – для медикаментов, учебников и ряда других товаров.
3. Новый подход к госуправлению. Глава государства отметил, что необходимо пересмотреть существующие методы работы правительства с учётом новых глобальных тенденций – от искусственного интеллекта до платформенной экономики.
4. Возвращение активов. Президент подчеркнул, что неопределённость в этом вопросе тормозит инвестиционные процессы, и поручил ускорить работу по его завершению.
Алмас Чукин отмечает, что казахстанская налоговая система давно нуждается в пересмотре. Сегодня в стране сложилась двойственная модель налогообложения:
– Крупный бизнес работает в системе НДС.
– Малый и средний бизнес в большинстве случаев использует упрощённые налоговые режимы.
Эта ситуация создаёт дисбаланс. Например, предложение снизить порог для применения упрощённого налога до 15 млн тенге в год затронет 30% субъектов МСБ. Кроме того, число видов деятельности, имеющих право на упрощёнку, предлагается сократить с 300 до 50.
В обществе распространены тезисы, что бюджет можно наполнить за счёт борьбы с коррупцией, сокращения чиновников или перераспределения доходов сырьевого сектора. Среди популярных лозунгов:
– «Остановите коррупцию – и денег хватит»,
– «Сократите расходы на госаппарат»,
– «Обложите олигархов и сырьевиков»,
– «Тратьте деньги Нацфонда и Самрука».
Чудин подчёркивает, что эти меры, хотя и важны, не способны решить накопленные проблемы налоговой системы.
По мнению эксперта, главная проблема – не только в размере НДС, а в общем разрыве налоговой нагрузки между разными категориями бизнеса.
Он приводит пример двух пекарен:
1. Работающая по упрощёнке. Покупает муку за 100 тенге (без НДС), продаёт булочку за 200 тенге + 3% налога, итоговая цена – 206 тенге.
2. Работающая в системе НДС. Покупает муку за 112 тенге, продаёт булочку за 224 тенге. Ей остаётся 200 тенге, но из них она ещё выплачивает КПН, отчисления с зарплаты и другие налоги.
В таких условиях малый бизнес оказывается в более выгодном положении, а крупный – проигрывает. Если оставить эту разницу, реформа НДС только усилит налоговый разрыв.
Другой пример касается конкуренции отечественного производителя с импортом. В теории, импортный товар должен облагаться 20% НДС и таможенной пошлиной, что делает его на 25-30% дороже. Однако на практике «серый» и «чёрный» импорт позволяют обходить эти требования, создавая неравные условия.
Если не решить проблему серого импорта, реформа может усилить искажения в экономике: для бизнеса станет выгоднее завозить продукцию из-за границы, а не производить её внутри страны.
В заключении, Чукин подчеркивает, что налоги – это не просто цифры. В себестоимости продукции налоговая нагрузка может достигать 40%, и изменения в одной части системы неизбежно влияют на другие.
Бизнес, государство и общество должны прийти к балансу между фискальной нагрузкой, макроэкономической стабильностью и конкурентоспособностью экономики. Простых решений здесь нет, и времени на реформу остаётся всё меньше.