В прошлом месяце казахстанский Интернет облетела ошеломляющая новость о том, что более 200 магазинов города Караганда продавали детям алкогольные напитки разной степени силы. К сожалению, давно уже известно, что владельцы магазинов не всегда проявляют должную бдительность, а порой и для обогащения, продают алкоголь несовершеннолетним лицам.
Рассматриваемый случай пресс-службы Департамента внутренних дел Карагандинской области прокомментировала эту ситуацию следующим образом:
«Продают малолетним алкоголь не только днем, но и ночью. Выявлено 100 фактов реализации этой продукции в ночное время. В целом, установлено 200 фактов реализации алкоголя лицам в возрасте до 21 года».
В результате более 60 магазинов области и города лишились лицензии, позволявшей им осуществлять реализацию алкогольных напитков. И это лишь пример, освещенный средствами массовой информации, а сколько таких случаев происходит тайно, можно только предполагать. И даже половина случаев – не банальное «я пришел купить это для папы» (дяди, старшего брата и так далее), дети и подростки покупают алкоголь именно для себя.
В интервью телеканалу КТК Самат Алтынбеков – Президент Ассоциации специалистов, работающих в сфере психического здоровья Республики Казахстан, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и наркологии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова, рассказал следующее:
«Большинство подростков, употребляющих алкоголь, уже имеет отягощенную наследственность. На едва формирующийся организм алкоголь оказывает поистине разрушительное действие. В первую очередь страдает головной мозг. Подростки теряют критику к своему поведению и заболеванию, и у них стремительно формируется алкоголизм. На сегодня симптомы Delirium tremens («белой горячки») регистрируется у пациентов в возрасте 20-30 лет. А появление данных симптомов позволяет судить, что у пациента имеет место третья клиническая стадия алкоголизма, имеющая минимальные шансы на излечение. <…> Дети и подростки изначально склонны к вовлечению вразличного рода зависимости, как химические (алкоголизм, наркомания) так и нехимические (деструктивные секты, игромания, интернет-зависимость). В этом случае, на мой взгляд, самой актуальной мерой профилактики является семья, в которой ребенку прививаются нормы и правила общества, прививается интерес к жизни, в том числе и правильное отношение к потреблению алкоголя. Однако, к сожалению, в современных семьях этому не придают большого значения».
Детский алкоголизм является на сегодняшний день одной из наиболее серьезныхпроблем социально-педагогического характера, и имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни. О нем говорят тогда, когда его признаки начинают проявляться у ребенка, не достигшего возраста 10 лет; если алкоголь регулярно употребляется лицом, не достигшим 21 года, то это – случай подросткового алкоголизма.
У детей и подростков, алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд отличительных особенностей, и первая из них – быстрое привыкание к любого рода спиртным напиткам. Например, у взрослого человека период от пьянства до алкоголизма занимает от пяти до десяти лет, а у несовершеннолетних лиц он сокращается в 3-4 раза. Причина – в анатомическом строении незрелого организма: его мозговая ткань богаче водой и беднее белком, а ведь именно в водной среде алкоголь хорошо усваивается, и выводится только 7 его процентов при помощи легких и почек. Оставшиеся 93 процента действуют как сильнейший яд и оказывают разрушительное воздействие на все органы, и вызывают быстрое привыкание к алкоголю.
Организм детей и подростков формируется, и устойчивость центральной нервной системы к разрушительному действию алкоголя находится на очень низком уровне. Как результат: необратимо глубокие по своей гибельности процессы. Так как чаще всего дети и подростки принимают алкоголь тайком, боясь осуждения общества, то ни о какой закуске, которая могла бы замедлить процесс, не идет и речи. Получается, что вся доза яда принимается ими одномоментно.
Есть причина и психологического характера: выпив, несовершеннолетние начинают чувствовать себя более уверенными и сильными, а состояние трезвости становится для них синоним социальной неустойчивости. Со временем и легкое опьянение уже не дает требуемой эйфории, и дети и подростки начинают все глубже падать в пучину безудержного пьянства по любому поводу.
«В своей массе подростки предпочитают три вида алкогольных напитков. Категория подростков, ведущих асоциальный образ жизни, предпочитают крепкие спиртные напитки, включая суррогаты. Другая, более «благополучная» категория подростков предпочитает слабоалкогольные напитки, различного рода «энергетики» и т.п. Ну а третья категория подростков злоупотребляет пивом», – Сагат Алтынбеков.
Помимо всего прочего, алкоголь часто подталкивает детей и подростков к совершению противоправных действий – то есть взаимосвязь пьянства и преступности налицо.
Как показывает статистика, большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, осуществлялись ими в состоянии алкогольного опьянения. Это такие преступления, как кража личной собственности, хулиганские действия, и изнасилования. Опьянение снимает условия социально-одобряемого поведения, и несовершеннолетние лица начинают совершать особо агрессивные или насильственные преступления.
Кроме этого, многие преступления совершаются с простой целью – приобрести еще спиртных напитков, и в ход идет кража, вымогательство и грубое насилие. В криминологии, кстати, давно уже появился термин под названием «пьяная мотивация», так как именно употребление спиртных напитков формирует у детей и подростков мотива для совершения противоправных действий. В результате в стране повышается градус криминальной ситуации, а у представителей преступных группировок появляется «козырь» для вербовки несовершеннолетних, заключающийся в обещании легких денег и спиртного.
Психическая деградация у пьющих несовершеннолетних наступает также гораздо быстрее, чем у взрослых. Интеллектуальное развитие детей и подростков, злоупотребляющих алкоголем, начинает резко падать, а вскоре наступает и полная психическая и интеллектуальная деградация. Они перестают концентрироваться на чем-либо дольше нескольких минут, не способны усваивать новый материал, и вообще страдают от прогрессирующего нарушения памяти.
Далее, уже на начальных этапах у несовершеннолетних развивается апатия и безразличие ко всему, что не связано с алкоголем, что у взрослых лиц наблюдается лишь на третьей стадии алкоголизма. Дети и подростки начинают отставать от своих сверстников в плане физического развития, их кожа становится дряблой и приобретает серый цвет. Некоторые из них действительно начинают выглядеть как ожившая копия Бенджамина Баттона – когда он еще был дряхлым стариком, что действительно выглядит очень жутко и пугающе. Малокровие, заболевания внутренних органов, гастрит, болезни, связанные с нарушением эндокринной системой – далеко не полны список заболеваний, ожидающий тех, кто начинает злоупотреблять алкоголем в юном возрасте.
Детей и подростков гораздо сложнее лечить, чем взрослых – они изначально не считают алкоголизм проблемой или заболеванием, и потому совершенно не настроены на долгий и тяжелый процесс лечения. В наркологических клиниках они регулярно нарушают режим, при любой возможности выпивают или начинают принимать наркотические вещества, способные хотя бы отчасти заменить им алкоголь. И они гораздо, гораздо чаще чем взрослые, погибают в результате несчастных случаев, драк, а порой и идут на совсем безрассудный шаг – совершают самоубийство.
За последние годы в Казахстане значительно снизилось количество пьющих детей и подростков, что Самгат Алтынбеков объясняет следующими факторами:
«Тренд на снижение наблюдается практически по всем видам химической зависимости и среди всех групп населения. В нашем случае среди несовершеннолетних происходит снижение интереса к употреблению алкоголя. Многие с детства активно занимаются спортом, посещают различного рода кружки, включая образовательные курсы. Увеличивается количество молодых людей, воздерживающихся от приема алкоголя по религиозным причинам. Кроме этого, на уменьшение количества несовершеннолетних, на мой взгляд, влияют и другие факторы:
Во-первых, внедрение Министерством здравоохранения и социального развития Электронного регистра диспансерных больных. С помощью данного регистра мы получили данные о всех пациентах, которые состоят на учете на сегодняшний день. Пациенты переехавшие за пределы республики, осужденные, умершие были исключены из данного регистра.
Во-вторых, «незаинтересованность» пациента и его близких в постановке на «Д» учет. Учет в наркологической организации в настоящее является «карательной мерой» и существенно «поражает» человека в правах. Ему отказывают в получении водительских прав, службе в армии, работе в государственных организациях. Этот факт приводит к тому, что многие родственники пытаются изо всех сил избежать постановки на учет, либо предпринимают меры по его скорейшему снятию. Медицинское освидетельствование подростков, которых регулярно задерживают полицейские, не возможно без согласия их родителей. В этой части у специалистов зачастую бывают связаны руки.
В-третьих, возникший интерес подростков к другим видам психоактивных веществ: марихуана, синтетические каннабиоиды «легалка», отдельные виды лекарственных препаратов и тому подобное».
Профессор В.Д. Москаленко, на протяжении долгого времени занимающийся проблемами детского и подросткового алкоголизма, говорит о том, что в семьях, в которых соблюдаются три фактора, о которых мы напишем ниже, проблемы алкоголя, как правило, не существует.
Первый фактор – «Правила» – то есть существующие в семье требования относительно выполнения домашней работы, времени отхода ко сну и так далее. Правила должны быть четкими и ясными, и особенно это касается правил употребления алкоголя – то есть его запрета, но не авторитарным методом, а на основе доверительных бесед и адекватного диалога.
Второй фактор – «Мониторинг» – ребенок всегда ставит своих родителей в известность о том, где он, почему задерживается и так далее. Он всегда находится в тесном контакте с родителями, но, опять же, диктаторский тон здесь недопустим. Важно привить ребенку ответственность за свои действия – родители должны просто точно знать, где он, с кем и как проводит свободное время.
Третий фактор – «Привязанность и приверженность семье». Профессор дает такую характеристику этому фактору: Родители и дети делятся мыслями и чувствами. Дети говорят о своей близости к матери и отцу (или фигурам, их заменяющим), о желании быть похожим на мать или отца. Родители отмечают, что дети спонтанно, по своей инициативе помогают в домашнем хозяйстве и хотят порадовать мать и отца»
Как бы то ни было, борьбу с детским и подростковым алкоголизмом не следует останавливать ни на секунду. Дети и подростки – слишком эмоционально и социально уязвимая группа, на которую легко можно влиять, а негативный пример, как правило, имеет большее влияние в силу юношеского максимализма группы лиц, о которой мы говорили.