В Караганде 17 медиков хотят отправить по этапу за то, что спасали мальчика вместо пожилого мужчины, передает Toppress.kz со ссылкой на Ratel.kz.
Вечером 5 мая 2019 года на трассе Караганда-Балхаш недалеко от посёлка Новостройка произошло страшное ДТП. Водитель автомобиля Toyota Camry выехал на полосу встречного движения и допустил лобовое столкновение с Audi. В результате аварии водитель Audi скончался на месте, а пассажиров обеих иномарок, в том числе несовершеннолетнего мальчика, в тяжёлом состоянии доставили в Караганду в клинику имени профессора Макажанова.
Всю ночь медики боролись за жизни пострадавших, но двоих пациентов спасти не удалось – супруги Кенжегул и Рысбала БЕЙСЕНОВЫ, которые ехали в Audi, скончались. 66-летняя женщина получила серьёзную травму головы с повреждением головного мозга, а её 68-летний супруг – тупую травму живота и переломами костей таза, повреждением позвоночника и разрывом селезёнки. Как потом оказалось, у него также был разрыв кишечника, из-за чего возник перитонит и инфекционно-токсический шок.
Виновник ДТП – водитель автомобиля Toyota Camry, получил лишь незначительный ушиб грудной клетки и не был госпитализирован. Позже он был осужден и уже отбывает своё наказание.
Однако на этом история не закончилась.
Сын погибших – Саулет БЕЙСЕНОВ, написал заявление в правоохранительные органы на медиков, разглядев в их действиях признаки уголовно наказуемого деяния, которое описано в статье 317 УК РК – невыполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками вследствие небрежного и недобросовестного отношения к ним, повлекшие смерть человека.
По его мнению, медики допустили необъективную задержку в оказании срочной медицинской помощи его отцу – Кенжегулу Бейсенову, который был “взят на оперативное лечение лишь спустя четыре часа мучительного ожидания своей очереди, только после окончания операции гражданину Еркенулы 2004 года рождения”. Того самого мальчика, который также пострадал в ДТП.
В заявлении сын погибших ссылается на результаты проверки департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по Карагандинской области, которую тот провел по его обращению относительно вопроса качества оказания медицинской помощи его родителям. Как пишет Саулет Бейсенов, проверка установила, что “клиника им. Макажанова была не в состоянии одновременно оказать оперативную медицинскую помощь, ввиду наличия лишь одного операционного стола и ограниченного количества медицинского персонала – кадрового голода”.
Ссылается он и на выводы экспертов, которые якобы указывают на ненадлежащее выполнение медицинскими работниками своих обязанностей. Именно по этой причине, делает вывод Саулет Бейсенов, и наступила смерть его отца. И просит привлечь к уголовной ответственности 17 (!) медиков клиники имени Макажанова: хирургов, травматологов, нейрохирургов, реаниматологов с многолетним стажем работы и сотнями спасённых жизней за плечами.
В рамках уголовного дела, возбужденного в 2019 году, были проведены три различные экспертизы. Экспертами прямая вина медиков в смерти Кенжегула Бейсенова не установлена: “Основным в смертельном исходе пациента явились характер и тяжесть самой травмы и ее осложнения. Вместе с тем немаловажное значение имело и то обстоятельство, что пациенту правильный диагноз был поставлен поздно, соответственно оперативное лечение начато поздно. При квалифицированном и корректном составлении первоначального плана диагностического обследования, консультации компетентного хирурга в период нахождения больного в приемном покое, при необходимом обеспечении полных клинических обследований и систематическом контроле за динамикой изменений состояния здоровья и анализов, правильном лечении, возможно, исход был бы другим – с сохранением жизни больного, однако комиссия экспертов не может утверждать, что исход был бы другим обязательно“.
Уголовное дело в отношении медиков было прекращено ввиду отсутствия вины врачей в наступлении смерти Бейсенова.
Однако спустя год, в мае 2020 года, неожиданно назначается повторная комплексная комиссионная судебно-медицинская экспертиза. Проводится она полгода, и по её итогам всех указанных в заявлении сына погибших врачей в конце февраля 2021 года переводят в статус подозреваемых и привлекают к уголовной ответственности по части 3 статьи 317 УК РК. Минимальное наказание по ней – пять лет лишения свободы.
1 марта 2021 года медики через своего адвоката заявили ходатайство о назначении ещё одной экспертизы для того, чтобы реализовать свое законное право на постановку перед экспертами своих вопросов для выяснения конкретных обстоятельств. Однако до сих пор не получили никакого ответа.
По словам медиков, все действия против них носят явно обвинительный характер. Потому они решили написать письмо в Администрацию президента, в котором просят разобраться в сложившейся ситуации, так как “органы досудебного расследования прямо нарушают наши конституционные права и требования УПК РК, подрывает деловую репутацию юридического лица (больницы), где мы осуществляем свою трудовую деятельность”.
Впрочем, сами медики подозревают, что такая странная активность в отношении них происходит по той причине, что у погибших есть весьма влиятельные дети. Подавший заявление в полицию Саулет Бейсенов – частный судебный исполнитель. Как удалось выяснить врачам, сын – Дархан БЕЙСЕНОВ, является председателем Каражальского районного суда, а дочь – Медина, работает в органах ДГД.
Действиями органа досудебного расследованиям нам причиняются значительный дискомфорт, ущерб нашей профессиональной деятельности и моральный вред в связи с тем, что мы вынуждены в выходные и в рабочие дни по пять часов сидеть на допросах, в рабочее время отрывая нас от плановых операций в ущерб больным, нуждающимся в лечении, а в выходные не дают возможности полноценно отдохнуть, хотя каждый человек имеет право на отдых, закрепленное Конституцией, – указали в конце обращения медики.
Кстати, это те самые медики, которые почти весь 2020 год неделями находились на рабочем месте, спасая жизни людей от коронавируса. Похоже, в нашей стране даже после этого ценить труд медицинских работников не научились.
Если и в Администрации президента останутся глухи к обращению медиков, то уже в ближайшее время в клинике Макажанова наступит реальный кадровый голод. “Дело карагандинских врачей” поставит под угрозу жизни сотен и тысяч граждан, ведь найти 17 опытных медиков разной специализации будет не просто тяжело, а практически невозможно.