Центр оперативного управления города Нур-Султан начал свое существование в декабре 1999 года. В рамках программы по техническому перевооружению органов внутренних дел, и при финансовой поддержке акимата города было создано данное подразделение. За годы работы, Центр стал передовым подразделением, которое по праву можно назвать оком правоохранительных органов. В рамках спецпроекта «30 лет Независимости» редакция Toppress.kz подготовила материал о деятельности Центра оперативного управления столицы.
«Именно в Центр оперативного управления ежедневно поступают и отрабатываются звонки граждан столицы. Основные задачи, которые выполняет Центр оперативного реагирования – это организация приема сообщений, поступающих по каналу 102, организация реагирования на все обращения граждан, а также выявление, раскрытие и фиксация нарушений с помощью камер видеонаблюдения. Иными словами, ЦОУ осуществляет целый комплекс задач в рамках деятельности подразделения города», – рассказала начальник отдела Центра оперативного управления ДП города Нур-Султан Лариса Чирва.
Порядка двух с половиной тысяч звонков поступает в Центр каждый день. Практически все звонки требуют незамедлительного реагирования. Благодаря системам видеонаблюдения, установленным по городу Нур-Султан, в городе выявляется и пресекается большое количество нарушений. Только с начала текущего года, по камерам, выведенным в ЦОУ, было выявлено более 18 тысяч преступлений и более 30 тысяч правонарушений.
«В обязанности ЦОУ также входит обеспечение видеонаблюдением учебные заведения столицы. Мы занимаемся мониторингом и выявлением административных нарушений на территории школ, детских садов и высших учебных заведений. В случае выявления каких-либо нарушений, мы направляем информацию в ювенальную полицию. На постоянной основе нами проводятся профилактические беседы с родителями, учителями и директорами учебных заведений по профилактике правонарушений», – поделился инспектор-дежурный Центра оперативного управления ДП города Нур-Султан.
На данный момент камеры видеонаблюдения установлены в кабинетах, спортивных залах и коридорах. В одном учебном заведении установлено как минимум 24 видеокамеры – 6 из них снаружи и 18 внутри. Помимо камер, также установлены тревожные кнопки, которые необходимо использовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
«Центр оперативного управления принимает звонки круглосуточно. Принимающие звонки операторы, являются грамотными, специально подготовленными кадрами. Прием звонков осуществляется на трех основных языках – казахском, русском и английском. Также в штате есть сотрудники, которые владеют турецким и китайским языками. Установленная для работы операторов система, позволяет видеть номер телефона и данные, откуда поступает звонок. Если контакты привязаны к городскому номеру, то операторы смогут располагать и адресом звонящего абонента», – дополнила начальник отдела.
Стоит отметить, что систему обращений граждан модернизируют и по сей день. Совсем недавно было запущено мобильное приложение «102», которое позволяет гражданам Казахстана обращаться в полицию в текстовом формате или позвонить по видеосвязи и получить помощь.
Камеры «Сергек» также выведены в Центр оперативного направления столицы. С помощью этих камер, в основном происходит наблюдение за перемещением автомобилей. Город большой, поэтому искать какой-либо автомобиль во всех его частях весьма сложно. При помощи камер дежурные выявляют местоположение автомобиля и место, где его «заметили» видеокамеры в последний раз.
«Конечно же, раньше принцип нашей работы сильно отличался от нынешнего. Сейчас он более модернизированный и технологически оснащенный. Новшества, которых с каждым днем становится все больше, становятся большими помощниками для каждого сотрудника. В тот момент, когда оператор говорит по телефону с обратившимся человеком, система видеонаблюдения уже начинает работать по приметам, ищет преступника и вызывается наряд. Такое взаимодействие безусловно сказывается на качестве и оперативности работы», – заключила спикер.