Начало цифровизации сферы здравоохранения было положено уже давно. Создавались системы, которые были предназначены для сбора статистических данных и формирования аналитики. Уже на тот момент они устанавливались в компьютеры некоторых медицинских организаций и имели возможность собирать информацию. В рамках спецпроекта «30 лет Независимости» редакция Toppress.kz подготовила материал о том, как именно развивалась цифровизация здравоохранения за годы Независимости.
В 2004-2005 годах началась реализация бюджетно-инвестиционного проекта, по созданию единой информационной системы в сфере здравоохранения. На тот момент началось создание централизованных систем, для сбора статистических данных и более корректного управления отраслью, – рассказал директор Департамента развития электронного здравоохранения МЗ РК Бейбут Есенбаев.
К концу 2009 года были созданы порталы Минздрава, которые обеспечивали финансирование системы здравоохранения в целом. Данная инициатива позволила уже тогда финансировать отрасль исходя из цифровых данных. Иными словами, больницы, поликлиники и другие медучреждения получали финансовую поддержку на основе сведений, которые они вели в этих системах.
Параллельно велась работа по развитию инфраструктуры. Для того, чтобы иметь возможность вести вышеуказанную статистику и проводить анализ, необходимо обеспечить медицинские учреждения компьютерами и подключить их к интернету. Благодаря эффективной работе в данном направлении, на сегодняшний день 87% объектов здравоохранения имеют подключение к интернету. На данный момент еще остались объекты в отдаленных районах, где нет доступа к интернету, но есть рабочие станции, которые собирают необходимую информацию, – рассказал спикер.
В 2013 году была разработана и утверждена Концепция развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы. За 7 лет реализации данной программы было обеспечено внедрение информационных систем во все государственные медицинские организации. Кроме того, в Министерстве здравоохранения Республики Казахстан отменили обязательное ведение отдельных видов форм медицинской документации на бумажных носителях.
По словам спикера, с 2015 года начали активно внедряться медицинские информационные системы. Их отличие от предыдущих в том, что они были предназначены не для Министерства здравоохранения, а для автоматизации деятельности самих медорганизаций. Инициатива была принята для того, чтобы облегчить работу врачам, лишить их бумажной медицинской документации и ведения бумажных отчетов. Иными словами, уже тогда начался переход на безбумажный вид работы внутри организаций.
Кроме того, были созданы удобные сервисы для пациентов. С помощью поэтапного перехода на цифровой формат обслуживания населения, пациенты сначала смогли отказаться от бумажных амбулаторных карт, а теперь и вовсе получать больничные листы и другие необходимые справки в электронном формате.
На сегодняшний день ситуация в сфере цифровизации здравоохранения изменилась до неузнаваемости. Конечно же, пандемия очень сильно повлияла на ускоренное проявление цифровых инициатив. В целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в Казахстане, был принят целый комплекс санитарно-противоэпидемических и профилактических мер. При Министерстве здравоохранения был создан республиканский штаб в составе экспертов в области здравоохранения. Был разработан и реализуется Национальный план мероприятий по недопущению возникновения и распространения КВИ, – дополнил Бейбут Есенбаев.
При Министерстве была создана рабочая группа по прогнозированию заболеваемости коронавирусом и выработке необходимых ответных мер. Рабочей группой составляются среднесрочные и краткосрочные прогнозы.
Расчет прогноза заболеваемости осуществляется на основе текущего состояния эпидемии, которое характеризуется заболеваемостью за последнюю неделю на 100 тысяч населения.
На основе текущего состояния распространения коронавируса была разработана матрица оценки эпидемиологической ситуации, при ее помощи принимаются решения по ослаблению или усилению ограничительных мер, – отметил спикер.
В целях контроля распространения КВИ и своевременной локализации очагов заражения было внедрено веб-приложение «Центр контроля COVID-19», с помощью которого обеспечивается полный контроль распространения ковидом.
Также за время пандемии было разработано мобильное приложение «Ashyq» и система уведомлений о риске инфицирования от компаний Apple и Google «Saqbol». Данные приложения и системы дают возможность бизнесу продолжать свою деятельность и обеспечить безопасность нахождения граждан в своих помещениях, – добавил спикер.
Основной фунцией приложения Ashyq является мониторинг общественных мест на наличие скопления граждан. Как известно, приложение используют при входе в общественные места, в том числе торгово-развлекательные центры, рестораны, кафе, аэропорты, вокзалы и так далее.
Стоит отметить, что Ashyq интегрирован с Единым интеграционным порталом ПЦР-тестирования на COVID-19 в части получения результатов лабораторных анализов на COVID-19 гражданина.
Конечно же, ряд важных решений в разгар пандемии был принят Министерством не только в сфере цифровизации. В Казахстане был принят целый комплекс санитарно-противоэпидемических и профилактических мер.
В целях предотвращения распространения и завоза коронавирусной инфекции в пунктах пропуска на Государственной границе, а также на объектах автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта был усилен санитарно-эпидемиологический режим.
Таким образом, для своевременного обеспечения граждан медицинскими изделиями и лекарствами было принято решение включить в перечень лекарственных средств для бесплатного или льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан 5 лекарственных средств.
За счет резервов Правительства был произведен закуп лекарств, медицинских изделий и средств индивидуальной защиты.
Также продолжается широкомасштабная кампания по вакцинации населения. Наряду с этим, был разработан и внедрен электронный паспорт вакцинации, который позволил вести постоянный учет всех вакцинированных.
Была получена гуманитарная помощь в количестве более 800 тысяч единиц лекарственных средств из 18 стран, и более 18,5 миллиона медицинских изделий, в том числе 537 кислородных концентраторов и 218 аппаратов ИВЛ (искусственная вентиляция легких).
В целом, помимо мер, принятых во время пандемии, на сегодняшний день граждане республики могут активно использовать мобильные приложения, позволяющие вызвать врача на дом, записаться на прием, получить результаты анализов и другой необходимой информации. Цифровая медицина за последние годы уже добилась определенных результатов и позволила обеспечить повышение эффективности, доступности и качества медицинских услуг, – заключил спикер.