Исчезновение Советского Союза с политической карты мира создало как возможность, так и вызов для недавно появившихся евразийских государств. Это был их шанс на самоопределение, суверенитет и национальное возрождение. В то же время это было испытание, которое требовало полной самоотдачи в борьбе за выживание. Основателю современного Казахстана Нурсултану Назарбаеву пришлось пройти в Казахстане ускоренный курс государственного строительства. Редакция информационного портала Toppress.kz предлагает восстановить хронологию тех событий и вспомнить ключевые стратегические решения руководства Казахстана для усиления своих позиций и суверенитета в мировом сообществе.
На пути к Независимости Республики первый Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев прошел путь от первого секретаря Коммунистической партии Казахстана до признанного национального, регионального и международного лидера. В период с конца 1980-х по начало 1990-х годов приближающийся распад Советского Союза был непривлекательным сценарием для Казахской Советской Социалистической Республики. Назарбаев осознавал, к каким последствиям может привести резкий отказ от неэффективной централизованной администрации. Для богатой ресурсами страны, которая управлялась из имперского “центра” – сначала российского, затем советского — на протяжении более века, внезапный суверенитет мог легко привести к серьезной социальной розни и кризису национальной безопасности.
Сразу после распада Советского Союза, в отсутствие жизнеспособных экономических альтернатив, Казахстан попытался сохранить торговые, политические и военные связи, которые он развил за предыдущие 70 лет. Исходя из этого, Нурсултан Назарбаев стал сторонником создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Хотя СНГ и не сравнимо с СССР или ЕС по уровню интеграции, оно сыграло важную историческую роль в переходе от Советской империи к независимости и развитии нецентрализованной региональной интеграции. По мнению Назарбаева, декларация о создании СНГ была, по сути, конструктивным противовесом внезапному распаду Советского Союза. Руководство двенадцати суверенных постсоветских государств (Литва, Латвия и Эстония не присоединились) подписали соглашение в Алматы 21 декабря 1991 года. Организация стремилась сохранить транспортные, гуманитарные и информационные связи и поддерживать безвизовое передвижение между государствами-членами. Основатели СНГ пытались урегулировать вопросы общей безопасности. Они создали Объединенные Вооруженные силы СНГ, определили правовой статус водных путей и бассейнов и обсудили демаркацию границ. Декларация открыла возможность для стран, стремящихся к будущей интеграции, продолжить ее.
Построение Казахстанского общества
1 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев победил на первых общенациональных президентских выборах с результатом 98,7 процента голосов. Вся система государственного управления нуждалась в системной реформе. С первого дня своего пребывания на посту Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев работал над созданием новых административных, законодательных и судебных систем, несмотря на экономический и социальный застой начала 1990-х годов. Президент и его команда продемонстрировали, что они открыты для изучения передового международного опыта, разрабатывая и создавая основы собственной государственности Казахстана.
Например, когда рабочая группа разрабатывала проект новой Конституции Казахстана, она изучила многие конституции Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. В начале 1990-х годов руководству Казахстана пришлось принять ряд принципиальных решений, касающихся политических и экономических основ государства. Казахстан переходил к демократии, рыночной экономике и внешней политике, которая предусматривала связи не только с Россией и странами СНГ, но и с Европой, Соединенными Штатами, Китаем, Ираном, Ближним Востоком и другими странами. В то же время руководство было озабочено выбором правильной модели развития для своей уникальной евразийской страны. Казахстан по площади равен всей Западной Европе, а его население всего в 1,5 раза превышает население города Москва. Лидеры рабочей группы изучили опыт других независимых государств с аналогичными путями перехода за последнее десятилетие, в первую очередь страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Приоритеты государственного строительства в то время включали сильную национальную безопасность и постепенный переход к рыночной экономике с акцентом на межэтническую терпимость и политическую стабильность. Назарбаев придерживался подхода “сначала экономика, потом политика”, к постепенному переходу страны от централизованного планирования к рыночной экономике, указывая, что “рынок – это демократия, основанная на строгой финансовой отчетности”. Казахстанская общественность продемонстрировала свою поддержку этого тезиса в ряде опросов.
Политика этнической и религиозной свободы
Население Казахстана разнообразно и многонационально. В стране проживают представители более 130 этнических групп и 45 религиозных конфессий. Основными конфессиями в стране являются ислам суннитского толка (47 процентов), православие (44 процента) и протестантизм (2 процента).
Для облегчения координации политики с этническими элитами Казахстана Нурсултан Назарбаев инициировал создание Ассамблеи народа Казахстана (АНК- прим.ред.) в 1992 году и сделал ее официальным органом своим Указом в марте 1995 года. Ассамблея народа Казахстана – это уникальное межэтническое объединение, которое выступает в качестве представительного органа групп и религий, проживающих в Казахстане. На местном уровне национально-культурные центры (украинские, чеченские, татарские, узбекские и так далее) представляют АНК. Ассамблея имеет консультативный статус при Президенте Республики Казахстан и оказывает содействие государству в реализации государственной этнической политики. Согласно новому избирательному законодательству Казахстана, АНК может выдвигать кандидатов в Мажилис Парламента РК (нижнюю палату). А сам Назарбаев является пожизненным председателем Ассамблеи, которая стремится “формировать и продвигать идеи духовного единства, укреплять и сохранять международную дружбу и согласие”. АНК также работает над предотвращением нарушения прав этнических меньшинств и продвижением культуры и истории всех этнических групп страны. Эффективная государственная этническая политика Казахстана практически устранила любые непосредственные причины этнической нетерпимости и конфликтов.
Правительство уделяет серьезное внимание формированию межэтнической терпимости и национальной сплоченности в казахстанском обществе. Четкая государственная политика защиты религиозных прав послужила дополнительным стабилизирующим фактором. С 1991 года религиозные общины построили две тысячи мечетей, а также отремонтировали и построили десятки церквей, храмов и синагог. Мусульманский праздник Курбан-айт и православное христианское Рождество были объявлены государственными праздниками. В сентябре 2003 и 2006 годов в Астане (ныне Нур-Султане) состоялись сессии Конгресса лидеров мировых и традиционных религий, в которых приняли участие более 45 национальных делегаций для обсуждения вопросов религиозной свободы и терпимости и которые получили в целом положительные отзывы в международных средствах массовой информации и общественном мнении, в том числе среди американской и западноевропейской политической элиты.
Президент США Джордж У. Буш написал в своем обращении к Назарбаеву, посвященном Конгрессу в сентябрь 2003 года:
«Соединенные Штаты твердо поддерживают цель Конгресса по углублению межконфессионального взаимопонимания в целях развития свободы вероисповедания и свободы в целом. Такие встречи подчеркивают важность поощрения таких ценностей, как терпимость и уважение, которые формируют основы демократии».
Новый независимый Казахстан начал свои суверенные дипломатические усилия почти сразу после того, как Верховный Совет подписал Закон о государственной независимости 16 декабря 1991 года. Главный дипломат страны, на тот момент министр иностранных дел Касым-Жомарт Токаев, который в настоящее время является Президентом Казахстана, описал первые шаги страны к независимости в своей книге «Преодоление. Дипломатические очерки».
Школа казахстанской дипломатии
В первые месяцы 1992 года руководству Казахстана необходимо было оценить отношение мировых держав к суверенитету республики. Молодому государству также пришлось решать некоторые сложные вопросы международной безопасности, жизненно важные для его статуса и суверенитета, такие как демаркация границ и ядерное разоружение.
В то время в независимом Казахстане не было посольств, и большинство вновь назначенных сотрудников Министерства иностранных дел не имели практического опыта в дипломатии, поскольку СССР проводил свою внешнюю политику из Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве.
Нурсултан Назарбаев и Министерство иностранных дел должны были определить стратегические приоритеты внешней политики Казахстана. С одной стороны, небольшая часть территории страны расположена в Европе, что могло бы послужить хорошим аргументом в пользу европейской интеграции. С другой стороны, местные элиты и население в целом, как правило, поддерживали партнерство с исламским миром, Восточной Азией и Россией. В конечном счете, руководство решило следовать “евразийской” модели развития, основанной на “многовекторной” внешней политике. С 1990 по 1994 год Назарбаев совершил официальные визиты в Соединенные Штаты, Китай, Великобританию, Германию, Россию, Турцию, Японию и другие государства. К 1996 году Казахстан признали 120 государств, и он установил дипломатические отношения с 92 странами.
Первые крупные дипломатические инициативы были направлены на решение стратегических вопросов, таких как решение проблемы “ядерного наследия”, получение международных гарантий безопасности после ядерного разоружения и делимитация границ. Эти стратегические приоритеты во многом определили направление внешней политики и национальной экономики Казахстана на несколько лет вперед.
Отказ от ядерного оружия
29 августа 1991 года Президент Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. После 40 лет эксплуатации Семипалатинская площадка стала второй по величине в мире. Советский Союз провел там более 450 ядерных испытаний, загрязнив большую прилегающую территорию и разрушив жизни примерно 1,5 миллиона местных жителей.
Однако руководство не смогло одним росчерком пера решить другую, более важную проблему. Казахстан был “домом” для огромного советского военного арсенала, состоящего из 1400 ядерных боеголовок, размещенных на 104 ракетах РС-20 шахтного базирования (обозначение НАТО SS-18 “сАтана”) и 40 стратегических бомбардировщиков Ту 95 МС (“Медведь”) с 240 ядерными крылатыми ракетами. Более того, этот огромный военный комплекс находился под командованием российских военных. С первых дней постсоветской эпохи Соединенные Штаты, независимо от политического происхождения своей администрации, сделали ядерное разоружение и нераспространение в регионе главным приоритетом внешней политики. США, Великобритании, Франции и другие ядерные державы оказывали давление на Казахстан с целью немедленного вывоза ядерного оружия со своей территории. Вашингтон настаивал на том, чтобы Казахстан, Украина и Беларусь, унаследовавшие советское ядерное оружие, отказались от него. Белый дом был убежден, что попытка любой из этих республик сохранить ядерное оружие подтолкнет другие страны к созданию собственных арсеналов. Вашингтон намеренно держал свои интенсивные усилия по разоружению за закрытыми дверями, чтобы избежать возбуждающих ядерных амбиций, которые Запад так старался сдерживать. Официальные лица США работали над тем, чтобы заставить новые независимые ядерные государства признать, что их международное признание будет зависеть от отказа от ядерного оружия.
В ответ на международное давление Казахстан сформулировал политику “гарантий безопасности в обмен на разоружение”. Назарбаев использовал боеголовки в качестве ценного козыря в переговорах с Москвой и Вашингтоном. В долгосрочной перспективе политическое руководство страны рассматривало неядерный статус как единственную альтернативу будущему Казахстана и ключевой шаг к прекращению холодной войны.
Как отметил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своей книге:
«Ядерные амбиции налагают на Казахстан высокую цену и сводят на нет перспективы его существования в качестве независимого государства. Во-первых, наша нация, которая уже давно стремится к подлинному суверенитету, может оказаться в международной изоляции… Во-вторых, рассматриваемый как государство-изгой, Казахстан, безусловно, не сможет воспользоваться преимуществами международного экономического и инвестиционного сотрудничества… и, наконец, отказ от ядерного наследия стал основой для укрепления международных позиций Казахстана».
Для достижения своей цели Первый Президент Нурсултан Назарбаев работал в координации с покойным президентом России Борисом Ельциным и лидерами других ядерных держав. Участие США также имело решающее значение. Начиная с 1991 года Казахстан сотрудничал с США в рамках программы Нанна-Лугара по вывозу всего ядерного оружия со своих земель и ликвидации инфраструктуры испытательного полигона.
Парламент Казахстана одобрил ратификацию Договора СНВ-1 2 июля 1992 года. Два года спустя, 14 февраля 1994 года, Казахстан официально присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Страна вывезла весь арсенал боеголовок в Россию к маю 1995 года. США способствовали этой передаче, предоставив пакет помощи в размере 100 миллионов долларов в рамках Совместной программы уменьшения угрозы.
Назарбаев призвал Россию, США и Китай заключить пакт о ненападении с Казахстаном, который также гарантировал бы территориальную целостность республики. 5 декабря 1994 года США, Великобритания и Россия подписали Меморандум о гарантиях безопасности Казахстану на основе Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Позже правительства Китая и Франции поставили свои подписи под Меморандумом. Казахстан также уничтожил инфраструктуру ядерных испытаний в Семипалатинске к июлю 2000 года.
Резолюция Палаты представителей США 2006 года признала выдающееся сотрудничество Казахстана с США по вопросам нераспространения в качестве образца для подражания для других стран. Кроме того, в июне 2008 года представители США Даррелл Исса (штат Калифорния) и Чарли Меланкон (штат Луизиана) предложили выдвинуть Президента Казахстана Назарбаева и сенаторов США Лугара и Нанна на Нобелевскую премию мира “в знак признания их приверженности ядерному разоружению и нераспространению”.
Подготовка будущей элиты
В 2006 году общенациональное финансирование образования достигло 2,5 миллиарда долларов. Казахстан инвестирует свои сверхдоходы от нефти в развитие национальной системы образования и подготовку высококачественных профессиональных кадров за рубежом. Страна выделяется среди своих соседей тем значением, которое она придает использованию высококачественного западного образования для содействия успешному переходу к современной рыночной экономике вместо централизованно планируемой советской модели. Крупная программа академической подготовки за рубежом — президентская стипендия “Болашак”, запущенная в 1993 году, предоставляет государственные стипендии примерно 3000 студентам в год для обучения за рубежом. Грантополучатели со всей страны проходят конкурсный отбор. Многие из студентов программы «Болашак» получили степень бакалавра и магистра в лучших колледжах и университетах США, Великобритании и других западных стран и сейчас работают дома. Чтобы избежать риска утечки мозгов из-за того, что выпускники остаются за границей, семьи грантополучателей обязаны передать имущество в залог правительству, чтобы гарантировать, что их стипендиаты вернутся в Казахстан на работу минимум на пять лет. Цель состоит в том, чтобы подготовить яркое поколение профессиональных лидеров для превращения Казахстана в конкурентоспособную страну с экономикой мирового класса.
Лучшие и самые яркие выпускники занимают высокие посты, в том числе и в Правительстве Казахстана. Объем программы “Болашак” расширился и включает более 60 академических дисциплин, в то время как финансирование увеличилось в несколько раз за последние годы. Крупные казахстанские компании удовлетворяют спрос на квалифицированных специалистов, финансируя зарубежное бизнес-образование для своих сотрудников.
Чтобы придать дополнительный импульс экономике, правительство инвестировало средства в развитие отечественного потенциала бизнес-образования в Казахстане. Два ведущих колледжа страны — Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) и Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) — специализируются на экономике и бизнесе. Ведущие британские университеты поддержали создание КБТУ с целью подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли. Руководство Казахстана понимает, что хорошее образование везде стоит дорого. Соответственно, правительство тратит более 2 миллионов долларов на иностранных преподавателей-резидентов в казахстанских университетах, в частности в Казахском национальном университете (КазНУ) и Евразийском Национальном университете (ЕНУ).
Новая столица
Перенос столицы страны в 1997 году из юго-восточного города Алматы в центральную Акмолу (ныне Нур-Султан) способствовал экономическому развитию страны, в то время как выгодное расположение Акмолы укрепило геополитическое положение Казахстана. Переселение активизировало строительство, производство строительных материалов, транспорт, связь и машиностроение. Парламент Казахстана одобрил решение о переносе столицы в 1994 году. 10 декабря 1997 года страна объявила Акмолу своей столицей. С 1997 года Нур-Султан привлек около 12 миллиардов долларов инвестиций. Льготный налоговый режим, предоставляемый специальной экономической зоной Нур-Султана с 2002 года, привлек значительную долю инвестиций частного сектора. Город все еще частично находится в стадии строительства.
К 2007 году население достигло 700 000 человек, и, вероятно, в ближайшее десятилетие оно достигнет 1 миллиона. В 1999 году ЮНЕСКО присудила Нур-Султану премию “Города за мир” за инициативы, способствующие укреплению социальной сплоченности и улучшению условий жизни в уязвимых районах. Официальной причиной переноса столицы из Алматы стали ограниченные возможности города по развитию и его расположение в районе, чреватом сейсмическими рисками.
Создание столицы в Нур-Султане помогло укрепить территориальную целостность государства и предотвратить рост сепаратистских настроений и движений среди части этнического русского населения в северном регионе. В апреле 1997 года правительство Казахстана провело крупную административно-территориальную реформу. Перенос столицы в географический центр страны наряду с административными изменениями способствовал укреплению территориальной целостности государства. Казахстанские официальные лица часто представляют Астану как “связующее звено между Европой и Азией, площадку для диалога между Востоком и Западом, Севером и Югом”.
Таким образом, в разрезе тридцати лет мы видим, какой огромный путь был проложен первым Президентом-Елбасы Нурсултаном Назарбаевым и нынешним Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым для достижения фактической независимости страны и укрепления авторитета Республики Казахстан на мировой арене.