Первый в Казахстане автобан Нур-Султан-Щучинск был введен в эксплуатацию в 2009 году. В 2013 году трасса стала первой платной дорогой в стране. Ежедневно за ее порядком, чистотой и безопасностью следят сотрудники дорожно-эксплуатационных участков. Строительство подобных автомагистралей является большим достижением и вкладом в развитие нашей страны. На сегодняшний день в Казахстане запущено 18 платных участков дорог, общая протяженность которых составляет более 5 тысяч километров. В рамках спецпроекта «30 лет Независимости» редакция Toppress.kz подготовила материал о том, как именно осуществляется обслуживание платных автомагистралей, какие льготы предоставляются для водителей и правилах пользования автобаном.
Протяженность автобана Нур-Султан-Щучинск составляет 217 км. Обслуживают его 3 ДЭУ и 2 ДЭПа. На данный момент мы имеем 31 объект придорожного сервиса, 13 теплых и 14 холодных туалетов. Кроме того, на случай их неисправности мы установили биотуалеты. Также в круглосуточном режиме работает Центральная оперативная диспетчерская, которая на постоянной основе осуществляет связь с участниками дороги и решает проблемы в случае их возникновения в онлайн-режиме, – рассказал главный инженер филиала Дирекции платных автомобильных дорог АО «КазАвтоЖол», Канат Садвакасов.
Инженер отметил, что на автобане ежедневно осуществляется патрулирование и каждые два часа проходит осмотр участка дороги с заездами на площадки для отдыха. Также проходит осмотр состояния туалетов, санитарная обработка и непосредственно уборка помещений.
У нас в ДЭУ-87 задействованы 42 единицы техники, в том числе: 8 грузовиков MAN, 12 КамАЗов, 4 бульдозера, 2 трала, 3 автогрейдера и 2 погрузчика. Техника работает круглосуточно, зимой и летом. Наш общий участок с 82 по 170 километр. На нашем участке дороги стоят 4 KazWay, в которых есть теплые туалеты и другие необходимые вещи. В подчинении ДЭУ-87 находятся 59 человек. У нас пятидневный рабочий график, в выходные дни мы дежурим. Мы занимаемся патрулированием, уборкой мусора, В субботу и воскресенье работаем в усиленном режиме, – сообщил Ерболат Капаров, главный инженер ДЭУ-87.
Ерболат Сапаров добавил, что в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий, бригада рабочих выезжает на место происшествия и производит очистку дороги.
Зимой мы также обслуживаем дорогу. Работа производится в две смены – ночную и дневную. Для рабочих заранее подготавливают гостиничные номера, комнаты отдыха и столовые. Самой тяжелой работой, я считаю, является уборка туалетов и помещений в летний сезон. Очень часто люди не убирают за собой мусор, который приходится убирать нам самим. Я сам часто выезжаю на машине и убираю мусор на дороге за людьми, – рассказал он.
По каждому платному участку созданы сайты и чаты, где могут зарегистрироваться все пользователи дорог, и в случае необходимости обращаться по всем возникшим вопросам с оперативными дежурными на связь.
Дежурные в свою очередь ведут мониторинг и докладывают обстановку на дороге. То есть ведется постоянный обмен информацией с пользователями: где сейчас произошло ДТП, на каком участке дороге сейчас слабая видимость, метель и так далее. Например, в Telegram-чате «Нур-Султан-Щучинск» на данный момент находится более тысячи участников. Благодаря этой инициативе выстраивается взаимопонимание между нами и пользователями дороги. Почти все рекомендации и обращения мы пытаемся оперативно решить, – поделился Канат Садвакасов.
На пункте взимания платы Нур-Султан-Щучинск имеется 7 полос для оплаты проезда. Аналогичный пункт находится близ города Щучинск, то есть, через 217 километров. Участок поделен на 5 зон, на границе каждой зоны расположены контрольные арки, которые считывают и производят начисления оплаты. С помощью них можно определить из какого района и зоны выехал транспорт.
Для легкового транспорта, зарегистрированного в районах, прилегающих к платной дороге, имеются льготы. То есть он платит в год абонентскую плату в размере 1 тысячи тенге и может весь год ездить беспрепятственно в оба направления. К примеру, если взять трассу Нур-Султан-Щучинск, то прилегающими районами будут являться: Шортандинский, Буландинский, Аккольский, Енбекшилдерский и Бурабайский районы, – рассказал начальник отдела эксплуатационной системы взимания плат.
Абонемент можно приобрести на пунктах взимания платы в любое время дня и ночи. Для этого достаточно иметь при себе только техпаспорт и удостоверение личности. Работники пунктов также рекомендуют для удобства приклеить на транспорт RFID метку. Также есть возможность оплаты абонентской платы онлайн. Для этого необходимо обратиться в контакт-центр по единому номеру 1403. После обращения и проверки всех предоставленных данных производится идентификация пользователя и активируется абонемент на 365 дней.
В 2020 году на четырех платных участках дорог, в том числе на Алматы-Капчагай, Алматы-Хоргос, Нур-Султан-Щучинск и Нур-Султан-Темиртау были зафиксированы случаи, когда водители пытаются скрыть номер автомобиля. Часто люди просто пытаются заклеить одну цифру номера либо вообще прицепить другой поддельный номер. Наша программа распознает данные нарушения, и мы передаем всю информацию сотрудникам дорожной полиции, – добавил он.
Работники пунктов также рекомендуют для удобства приклеить на транспорт RFID метку. Ее может получить любой пользователь бесплатно по своему желанию. Метка клеится на лобовое стекло на уровне зеркала заднего вида, чтобы она не мешала водителю и не была заметна. С помощью нее производится идентификация пользователя. Это полезно тем, что если номер автомобиля становится нечитабельным, к примеру из-за грязи, не нужно было тратить время, чтобы его чистить и проехать через пункт.
Разрешенная на автобане скорость 140 км/ч. Водители очень часто нарушают скоростной режим. Поэтому мы оборудовали контрольные арки вдоль автобана камерами наблюдения, которые фиксируют нарушения скорости, – подытожил сотрудник.