Республика Казахстан – одно из пятнадцатых государств, возникших после распада Советского Союза. Перед этими государствами стояла огромная задача построения демократических государственных институтов. В первые годы независимости функции законодательной власти в Казахстане выполнял однопалатный символический Верховный Совет, пока новая Конституция 1995 года не привнесла в политическую жизнь страны профессиональный двухпалатный парламент Казахстана. Однако ситуация кардинально изменилась с принятием новой Конституции, созданием сильного двухпалатного Парламента и установлении многопартийности. О том, как происходило развитие политической системы Казахстана за годы Независимости, читайте в материале Toppress.kz.
Сегодня Парламент Казахстана является институционализированным, стабильным и эффективным законодательным органом страны. Он трансформировался и менялся с течением времени с момента обретения Казахстаном независимости в 1991 году. История законодательного органа Казахстана началась с выборов в Верховный Совет Казахской ССР 25 марта 1990 года, которые технически были двенадцатым парламентским созывом Казахской ССР, поскольку формирование первого посткоммунистического представительного органа независимого Казахстана началось с этого созыва.
Состоявшиеся в марте 1990 года выборы в Верховный Совет Казахской ССР двенадцатого созыва стали первыми демократическими выборами с 1925 года с участием нескольких кандидатов. В нем приняли участие более 2000 кандидатов на 360 мест. Избиратели Казахстана впервые получили возможность свободно выбирать между различными кандидатами в законодательный орган. Однако этот однопалатный парламент все еще функционировал в старых социалистических рамках. Более того, члены правительственной элиты и члены вновь избранного Верховного Совета все еще были членами Коммунистической партии. Таким образом, с глубоко укоренившимся социалистическим мышлением и коммунистическим менталитетом элиты было трудно реформировать страну и поддерживать плавный демократический переход. Его главной целью была разработка новой конституции независимого Казахстана.
Первая Конституция независимого Казахстана была принята на 9-й сессии Верховного Совета Казахстана 28 января 1993 года. Модель парламентской республики была взята за основу для Конституции 1993 года. Однако эта конституция мало что изменила в функционировании законодательного органа. Это все еще был однопалатный Верховный суд, но он скорее усилил свою власть. По мнению большинства ученых, конституция 1993 года была наименее адаптирована к новой рыночной экономике на повестке дня. Это не отвечало вызовам современного демократического перехода. В результате этот парламент был в конечном счете был распущен осенью 1993 года.
Общенациональные выборы во второй Парламент Казахстана (1994-1995) были проведены в соответствии с новым конституционным порядком в марте 1994 года. Новый парламент был задуман как постоянный профессиональный орган, состоящий из 177 мест, сорок из которых были заполнены лицами, выбранными президентом. Были избраны представители четырех политических партий, в том числе Партии народного единства Президента Нурсултана Назарбаева (33 места), Партии Народного конгресса Казахстана (9 мест), Социалистическая партия (8 мест), Федерация профсоюзов (11 мест) и депутаты от четырнадцати различных групп. Этот созыв парламентариев был очень противоречивым. Из-за отсутствия законодательного опыта у его членов. В результате этот парламент был распущен в марте 1995 года на основании решения конституционного суда.
Поворотным моментом в развитии парламентаризма в Казахстане стало принятие новой Конституции 30 августа 1995 года путем проведения общенационального референдума, на котором 81,9 процента избирателей проголосовали за новую конституцию, которая создала двухпалатный парламент, состоящий из верхней палаты – Сената и нижней палаты – Мажилиса.
Общенациональные выборы в новый двухпалатный, третий Парламент (1995-1999) состоялись в декабре 1995 года. В соответствии с конституцией и новым законом о выборах формирование Сената и Мажилиса существенно отличалось в условиях режима обозначения и количество посадочных мест. Верхняя палата, Сенат, избиралась косвенно по мажоритарной системе голосования, где 40 сенаторов избирались маслихатами (местными представительными органами) в 19 регионах и столице, которые вместе представляли 20 многомандатных избирательных округов, по 2 места в каждом избирательном округе и 7 сенаторов были непосредственно назначены Президентом. Таким образом, в совокупности Сенат состоял из 47 сенаторов, избранных на 4-летний срок, в то время как 7 остаются на весь срок полномочий Сената, половина из оставшихся 40 переизбирается каждые два года. В нижнюю палату, Мажилис, вошли 67 депутатов, избранных напрямую по одномандатным округам на четыре года на основе мажоритарной избирательной системы. Третий постсоветский парламент Казахстана был избран по новой конституции, более или менее без советской ориентации, хотя все еще укомплектован старым истеблишментом. Тем не менее, этот созыв начал определять роль современного парламента в стране и определил ее путь развития.
Четвертый Парламент Казахстана (1999-2004) отличался в соответствии с поправками к конституции осенью 1998 года. Парламентские выборы в Сенат и Мажилис были проведены по новым правилам соответственно в сентябре 1999 года и октябре 1999 года. В соответствии с конституционными поправками, внесенными в октябре 1998 года, сроки полномочий Мажилиса и Сената были увеличены с четырех до пяти и с пяти до шести лет соответственно. Наиболее значительным изменением для развития парламентаризма и партийной системы стало то, что впервые в истории Казахстана 10 дополнительных мест в Мажилисе были избраны по системе партийных списков. В результате на этих выборах было больше участников со стороны политических партий. В выборах в парламент приняли участие 10 политических партий. В совокупности численность Мажилиса была увеличена с 67 до 77 человек; 67 депутатов были избраны тем же способом, что и на выборах 1995 года, а именно на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным округам и 10 депутатов по системе пропорционального представительства в одном общенациональном избирательном округе с высоким 7-процентным порогом.
В результате выборов в Мажилис Парламента по партийным спискам только четыре партии из десяти смогли преодолеть 7-процентный барьер, в том числе новоиспеченная президентская партия “ОТАН” (ныне NurOtan) (30,89%, 4 места), КПК (17,75%, 2 места), Аграрная партия ( 12,63%, 2 места) и Гражданская партия (11,23%, 2 места). В ходе выборов в Мажилис 34 депутата (45%) из 77 были зарегистрированы как независимые. Тем не менее, в совокупности с одномандатными выборами проправительственные партии получили 55 процентов голосов и сумели обеспечить себе 80 процентов мест в Мажилисе. Для Сената действовала та же избирательная система, где 7 сенаторов назначались непосредственно Президентом, а остальные сенаторы избирались косвенно депутатами маслихатов. Число сенаторов немного изменилось по сравнению с выборами 1995 года, в связи с тем, что в 1997 году в соответствии с административно-территориальными реформами 5 из 19 областей (регионов) были упразднены, а двум городам, новой столице Астане (ныне Нур-Султан) и бывшей столице Алматы, был присвоен особый статус.
Таким образом, с этого времени Сенат избирался в 16 многомандатных округах вместо 20, по два сенатора от каждого. Технически Сенат состоял из 39 сенаторов, но поскольку половина сенаторов переизбиралась каждые три года, а сенаторам из упраздненных областей приходилось заканчивать свои полномочия, в Сенате служило больше сенаторов, чем это.
В целом, четвертый постсоветский законодательный орган Казахстана функционировал при сильном Президенте и с ограниченными рычагами власти. Это было ограничено процессами законотворчества. Однако введение системы партийных списков всколыхнуло политические партии и движения.
Пятый Парламент Казахстана (2004-2007) был избран по тем же правилам выборов. Общенациональные выборы в Мажилис были проведены в сентябре 2004 года. Способ назначения и избирательная система не изменились со времени последних выборов. В нем снова было 77 мест, 10 из которых были избраны по партийным спискам и 67 – по одномандатным округам. Для участия в предвыборной борьбе было зарегистрировано 12 политических партий, где 4 партии из 12 объединились в 2 партийных блока. В результате выборов, как и на прошлых выборах, только 4 партии смогли преодолеть 7-процентный порог, в том числе президентская партия “ОТАН” (60,61%, 7 мест), оппозиционная партия “АК ЖОЛ” (12,04%, 1 место), партия “АСАР” (11,38%, 1 место) и коалиция Аграрной и гражданской партий, (7,07%, 1 место).
Подводя итог, можно сказать, что пятый парламент Казахстана оказался еще более единодушным и однородным как с точки зрения партийной принадлежности, так и с точки зрения политических ориентаций. С одной стороны, такого рода солидарность способствовала политической стабильности и плавным политическим реформам; с другой стороны, однородность парламента повлияла на отсутствие конкуренции и препятствовала развитию партийных фракций и депутатских групп в парламенте и развитию партийной системы как таковой.
Шестой Парламент Казахстана был избран по совершенно другим правилам выборов. В соответствии с конституционными поправками 2007 года, депутаты Мажилиса стали избираться исключительно на основании результатов голосования по партийным спискам. Наиболее важно то, что в соответствии с измененным Законом о выборах, который стал результатом этих конституционных изменений и парламентских реформ, смешанная избирательная система Мажилиса была изменена на чисто пропорциональную систему представительства. Также было увеличено число депутатов в обеих палатах. Если раньше Мажилис Парламента состоял из 77 депутатов, то теперь число депутатов было увеличено до 107. Согласно новой избирательной системе, 98 депутатов из 107 избираются по партийным спискам с 7-процентным порогом по одному общенациональному избирательному округу, а 9 избираются Ассамблеей народа Казахстана.
Ассамблея народа Казахстана была создана в 1995 году и должна была стать “зонтичной группой”, объединяющей более 130 этнических групп Казахстана. Согласно Конституции, “Ассамблея народа Казахстана призвана обеспечивать представительство различных этнических групп Казахстана в общественной и политической жизни”.
В Сенате число сенаторов, назначаемых президентом, было увеличено с 7 до 15. Для остальных 32 сенаторов избирательная система осталась неизменной, где сенаторы избираются косвенно депутатами местных представительных органов из 16 регионов (по два от каждого, половина избирается каждые три года). Установленное законом число сенаторов было увеличено с 39 до 47.
В развитии своей политической системы Казахстану удалось пройти значительный путь за довольно короткое время и значительно быстрее, чем некоторым другим странам. Эволюцию партийной системы в Казахстане также можно описать как историю изменения источника политической деятельности. Первоначально, в начале независимости, движущей силой политических партий были активисты и группы единомышленников. Однако эта роль со временем стала прерогативой элиты. В то же время серьезное участие в управлении государством требовало значительной, масштабной поддержки со стороны широких слоев населения. Консолидация, произошедшая в 1999 году, была единственным логичным выходом из этого затруднительного положения. Партия “Отан” (впоследствии “Нур Отан”), как продукт слияния шести политических организаций, стала серьезным и мощным игроком на политической арене страны.