По мере того как Казахстан добился высоких показателей зачисления в высшие учебные заведения, Правительство все больше стало уделять внимание качеству предоставляемого образования. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан была направлена на “повышение конкурентоспособности образования и развитие человеческого капитала Казахстана путем обеспечения доступа к качественному образованию для устойчивого экономического роста”. Эта программа модернизации предусматривала взаимосвязанные меры, охватывающие реформы структуры, содержания, технологий, систем управления, организационных и юридических лиц, а также финансирования системы образования. О том, какие основные реформы были предприняты Казахстаном в сфере высшего образования за годы Независимости, читайте в материале корреспондента Toppress.kz.
Благодаря начатым реформам Казахстан предпринял ряд важных шагов, увеличив академическую автономию, обновив единый национальный тест, реформировав и расширив систему профессионального образования, а также оказав решительную поддержку успешной программе “Болашак”. Правительство также продолжает содействовать интернационализации высшего образования. Стратегия интернационализации Казахстана основывается на трех основных принципах: реализация Болонского процесса, стипендиальная программа “Болашак” и создание Назарбаев Университета.
Обеспечение качества образования требует значительного потенциала на различных уровнях системы. К ним относятся квалификация студентов и преподавателей, рабочая нагрузка преподавателей и профессиональное развитие, педагогика, разработка учебных программ и процесс регулирования, а также соответствие образования текущим потребностям экономики. В Казахстане уже есть несколько механизмов, которые могли бы улучшить обеспечение качества. В стране была внедрена национальная модель аккредитации высших учебных заведений, и в настоящее время осуществляется постепенный переход от государственной сертификации к общественной и профессиональной аккредитации. В стране также запущена система отдельных процедур итоговой аттестации в школах и вступительных экзаменов в университеты.
Правительство Казахстана признает, что более глобально ориентированная и вовлеченная рабочая сила внесет важный вклад в экономику и общество, и что высшее образование играет ключевую роль в развитии этой рабочей силы. Кроме того, руководством страны признана долгосрочная ценность отношений и связей, которые создаются в результате международного опыта его граждан.
Именно поэтому Казахстан добился определенного прогресса в направлении большей интернационализации своей системы высшего образования, наиболее заметного в создании Назарбаев университета, Программы “Болашак” и Болонского процесса. Миссией Назарбаев университета является стимулирование международной ориентации высшего образования, научных исследований и инноваций путем поощрения партнерских отношений и сотрудничества. Значительная часть преподавательского и профессорско-преподавательского состава – выходцы из ведущих зарубежных университетов, кафедр, центров и лабораторий. Другие казахстанские университеты также имеют международное измерение, интегрированное в их структуру или правовой статус, и соглашения о партнерстве с зарубежными университетами в рамках программы Erasmus+. Небольшое, но стабильное число студентов обучается за рубежом (значительная часть из них в университетах Российской Федерации).
Программа «Болашак» (“Будущее”) является еще одним доказательством приверженности Казахстана интернационализации. Международные эксперты определяют Президентскую стипендиальную программу «Болашак» как лучшую международную практику. Ее вклад в развитие страны усиливается целой сетью выпускников «Болашак», которая в настоящее время занимает прочные позиции во всех секторах экономики и органах государственного управления. Эта дополнительная ценность должна быть усилена после недавнего укрепления связей между программой и другими национальными приоритетами.
Казахстан также предпринял значительные усилия по реформированию своей системы высшего образования в соответствии с Болонскими соглашениями. Многоуровневая система бакалавриат-магистратура-докторантура (Ph.D.) была введена в 2004 году, и был создан специальный центр для управления Болонским процессом и инициативами академической мобильности. Казахстан предпринял шаги по приведению национальных квалификаций и кредитов в соответствие с Европейской рамкой квалификаций и Европейской схемой перевода кредитов (ECTS, European Credit Transfer and Accumulation System – прим.ред.). Реализация Болонского процесса послужила существенным стимулом для международной студенческой мобильности. Однако стратегия интернационализации высшего образования Казахстана страдает от ограниченной академической автономии и проблем с обеспечением качества. Кроме того, остается нерешенной проблема низкого уровня владения английским языком среди преподавателей вузов, при этом требуются инвестиции как в разработку учебных программ, так и в подготовку профессоров.
Для динамичного и стабильного развития системы высшего образования в Казахстане эксперты определяют несколько приоритетных направлений:
– важно быть в курсе развития цифровых технологий;
– новые схемы финансирования должны быть направлены на расширение использования Казахстаном технологий и дистанционного обучения;
– среднее и высшее образование теперь должно охватывать не только фундаментальные навыки чтения, письма и математики, но и навыки и знания отраслей и их усложнения – продуктов и производственных процессов;
– следует разработать информационные системы для мониторинга и оценки текущих реформ и инвестиций;
– такие системы должны сопровождаться установленным набором показателей для регулярного мониторинга и оценки программ, мобильности на уровне учебного заведения, успеваемости учащихся, доступа и участия.
В течение многих лет высшее образование Республики Казахстан отражало образовательную модель бывшего Советского Союза, которой страна принадлежала более семидесяти лет. Эта модель характеризовалась высокой степенью специализации учебной программы. Как только Казахстан стал независимым государством, руководством страны было принято решение внедрить некоторые аспекты данной сферы западных стран в свою образовательную модель. Опыт Казахстана показал, что для подготовки качественных кадров очень важна более качественная профессиональная подготовка, международные связи казахстанских университетов, а также их эффективная интеграция в мировое образовательное пространство. Очевидно, что это зависит также и от потенциала преподавательских и научных кадров. Сегодня Казахстан спустя 30 лет является лидером по динамике экономических и политических преобразований в Центральной Азии, что повышает его роль в качестве стабилизирующего “центра” региона. Возникающие тенденции и особое геополитическое, ‘срединное” положение страны налагают новые обязанности и представляют собой исторически уникальный шанс для народа и государства выразить свою высокую миссию в современной цивилизации.