“АгромашХолдинг KZ” является крупнейшим заводом по производству сельхозтехники и автомобилей в Казахстане. Компания начала свою деятельность в далеком 2003 году и с тех пор совершила большой скачок и продолжает наращивать объемы производства, количество рабочих мест и необходимые компетенции. Сегодня в АО «АгромашХолдинг KZ» трудятся почти 500 человек, из которых порядка 170 человек работают в филиалах по всему Казахстану. На данный момент на заводе выпускается такая сельхозтехника, как комбайны «ESSIL», тракторы «LOVOL» и «Кировец». В 2020 было выпущено 730 единиц сельхозтехники, таким образом компания занимает 51 процент казахстанского рынка. Но главным достижением предприятия по праву является запуск Локализационного центра, который кардинально изменит отечественное производство сельхозмашин и позволит уйти от импорта.
В преддверии 30-летия Независимости Казахстана редакция Toppress.kz подготовила материал о деятельности завода «АгромашХолдинг KZ», его достижениях за годы независимости и уникальных проектах, которые позволят государству выйти на новый уровень в сфере машиностроения и производства сельхозтехники.
Наши машиностроительные заводы “Агромашхолдинг KZ” и “СарыаркаАвтоПром” никогда не планировали ограничиваться только крупноузловой сборкой. Наша стратегия состояла в том, чтобы постепенно осваивать и углублять локализацию на наших заводах. То есть, сначала освоить такие сложные операции как сварка, покраска, мелкоузловая сборка. Теперь мы подходим к следующему этапу – изготовление компонентов, которые смогут значительно углубить и увеличить казахстанскую долю в производимой продукции. Сейчас мы двигаемся именно в этом направлении. Более того, мы значительно нарастили объемы, они увеличились вдвое как в части производства автомобилей, так и сельхоз техники. На данный момент мы являемся лидерами по производству и продажам на территории Республики Казахстан. Более того, мы вышли на экспорт и у нас есть четкое понимание, что мы насыщаем внутренний рынок и теперь готовы идти на экспорт, – рассказала первый вице-президент АО “Агромашхолдинг KZ” Динара Шукижанова.
По словам заместителя начальника производственного управления Виктора Борисова, в настоящее время на заводе изготавливают узлы деталей по локализации – это транспортная тележка для транспортировки жатки, пресс-подборщики, наклонная камера на комбайн.
В этом году будет 35 лет, как я работаю на этом предприятии. Названия предприятия менялись, был Костанайский дизельный завод, с 2003 года его приобрел “АгромашХолдинг KZ”. Знаете, были большие спады особенно в 90-е годы, когда здесь ничего не работало. На архивном фото можно увидеть, в каком состоянии было это здание в то время, и в каком оно состоянии сейчас. Подъем производства начался с 2003 года, когда на предприятие пришла компания “АгромашХолдинг”. С каждым годом происходило развитие. Изначально мы работали с Алтайским моторным заводом, потом освоили производство сельхозтехники – комбайнов и тракторов. В дальнейшем на базе нашего завода было организовано производство автомобилей. Сейчас мы уже восстановили литейный корпус, где мы начали производить те узлы, которые необходимы по локализации согласно постановлению Правительства, – отметил Виктор Борисов.
По словам вице-президента компании Динары Шукижановой, сейчас завод выпускает трактор LOVOL, который полюбился многим фермерам.
Он производится на нашей площадке уже третий год. Стоит сказать, что когда мы начали его производить, доля рынка была всего 4%, а сейчас это уже 16%. Вы видите какими темпами он идет. Компания LOVOL, с которой мы работаем – это транснациональный холдинг, который показал себя очень гибким в работе с партнерами. Когда мы привезли этот трактор на испытание, он не совсем подходил к нашим казахстанским реалиям. Мы давали его фермерам на хозяйства, а те делились с нами своей обратной связью. Например, их не устраивало, что у трактора нет пластиковых крыльев на передних колесах. И наши партнеры LOVOL очень быстро это исправили. За 2,5 года в части рекламации у нас было всего 3 достаточно серьезных случая, когда требовалась наша сервисная и гарантийная поддержка. В остальных случаях просто стоят склады запчастей, которые мы, как производители должны закупать, и они полные, – добавила Шукижанова.
Она также считает, что это является показателем высоко качества и прочности трактора.
Сейчас мы находимся в Локализационном центре, это 27 тысяч производственных помещений, 8 тысяч административных помещений, отданных под общежитие, офисы, логистику и бухгалтерию. Уже сейчас пришла первая партия оборудования: покрасочная порошковая камера, которой пользуются такие мировые компании как “John Deere” и “Claas”. Мы пытаемся подтянуться к мировым лидерам производства сельхозтехники. Более того, пришло огромное количество обрабатывающего и токарного оборудования, где теперь создаются компоненты. Вторая партия оборудования поступит до конца августа. Это позволит полностью опровергнуть стереотип о том, что мы только “прикручиваем только колеса”, потому что здесь мы начали изготавливать компоненты как для автомобильной промышленности, так и для сельского хозяйства, – рассказала Динара Шукижанова.
Машиностроительная отрасль в Казахстане достаточно молодая, по этой причине привлекаются специалисты из Украины, России, Беларуси, Китая и Италии. Они находятся в Казахстане в течение года и постоянно курируют производство.
Мы работаем здесь уже 10 лет. Мы пришли сюда молодой амбициозной командой, которая хотела сделать что-то значимое. Тогда здесь были запущенные цеха и старый завод, который практически умирал и был на грани банкротства. Здесь работало порядка 50 человек, сейчас в автомобильной и сельхоз промышленности в общей сложности работает 4 тысячи человек. И это только люди, которые трудятся на производстве, а представьте сколько дополнительных предприятий развилось вокруг нашего: логистика, сервис, заправочная станция, услуги бухгалтеров, таможенные услуги и так далее, – сказала вице-президент компании.
По ее словам, это целый кластер, целая система, которая образовалась вокруг предприятия и создала огромное количество рабочих мест.
Верное движение важнее быстрого, потому что можно идти быстро, но не в том направлении. Мы выбрали свою стратегию и идем к цели поступательно, несмотря на критику, которая возникает периодически в социальных сетях. Сейчас наши объемы в рамках автопрома выросли с 1 тысячи единиц до 50 тысяч. Сельхозтехника немного другой сегмент, не такой массовый, но тем не менее в начале мы производили 95 комбайнов, сейчас мы производим 500 комбайнов; если раньше выпускалось только 10 тракторов, то сейчас выпускается 700 тракторов. Значительно увеличились не только объемы производства, но и компетенции сотрудников и их численность на производстве, – сказала Шукижанова.
В 2021 году компанией планируется произвести порядка 500 единиц комбайнов на сумму около 31 000 миллиона тенге, тракторов 550 единиц на сумму более 7 миллионов тенге, сеялок 150 единиц на сумму 255 миллионов тенге, платформа подборщик – 150 единиц на сумму 450 миллионов тенге.
Сейчас здесь создается целый эко-город. К нашим амбициозным планам относится, в первую очередь, Локализационный центр. Мы хотим загрузить его настолько, чтобы мы смогли, как минимум, 50% деталей нашей продукции изготавливать самостоятельно. Более того, в рамках десятилетнего плана мы настроены на создание собственного казахстанского продукта. Это сложно не только экономически, но и технически, потому что нам нужны компетенции. И в рамках 10 лет мы будем их наращивать для того, чтобы создать собственный продукт, – заключила Динара Шукижанова.