В современных реалиях девушки в военной форме уже не вызывают большого удивления, однако как и прежде, вызывают восхищение. Редакция информационного портала Toppress.kz продолжает рассказывать удивительные истории о защитниках правопорядка.
Героиней репортажа сегодня, стала начальник отдела Следственного управления Департамента полиции на транспорте, подполковник полиции Даетова Аида Асылбековна. За достойное несение службы, Аида неоднократно награждалась руководством Министерства внутренних дел и Департамента полиции на транспорте. В 2022 году ей было присвоено воинское звание «подполковник» досрочно. В своем и интервью девушка рассказала о выборе профессии, поддержки родных и об ответственности, которая на нее возложена в работе.
– Аида Асылбековна, в первую очередь, не могу не спросить, почему вы выбрали именно эту профессию? Как пришли работать в полицию?
– Вопрос выбора профессии следователя однозначно был для меня судьбоносным и осознанным. Еще в школьные годы я проявляла огромный интерес к юриспруденции, активно участвовала в олимпиадах и соревнованиях в системе правоведения, в одном из которых успешно защитила проект «Путь к правовому государству». Вместе с тем, у меня был интерес к изучению иностранных языков. По окончанию школы я поступила на факультет иностранных языков, который окончила с отличием. В то же время, я понимала, что хочу продолжить свой жизненный путь как юрист. Твердо поставив перед собой цель, я окончила юридический факультет. Я не только успешно закончила обучение, но и также занималась научной деятельностью. Я являюсь магистром юридических наук, автором ряда научных публикаций в области юриспруденции. Считаю, что знания всегда становятся фундаментом истинного профессионализма.
Получив высшее образование юриста, приняла решение – работать в правоохранительной системе, а именно стать следователем полиции. В основу выбора профессии легли мои стремление к истине, справедливости, наличие логического и аналитического склада ума.
– Есть ли у вас кто-то в семье, кто также служит в органах полиции или же в других силовых структурах, ли же вы стали в семье первой? Как ваша семья отнеслась к выбору такой профессии?
– В моей семье никто не служил в полиции. Несмотря на это, моя семья всегда поддерживала мой интерес к юриспруденции. Мои тёти, доктора и кандидаты юридических наук, подсказывали какую литературу и каких авторов почитать, на что обращать внимание при разборе какой либо задачи.
– Бытует мнение, что женщинам среди военнослужащих приходится нелегко, однако все чаще мы встречаем большое количество девушек, которые успешно справляются со своими служебными обязанности. Что вы думаете на этот счет?
– Бесспорно, бывает порой и сложно, но это больше наверно на эмоциональном уровне, когда приходится сталкиваться с делами со смертельным исходом или насилием. В работе, я считаю, что девушки в следствии более ответственны. Лично о себе скажу, что в моей работе присутствует порой и творческий подход в вопросах расследования, когда проводятся какие либо следственные эксперименты, исследования и так далее.
– Расскажите о вашем пути в органах внутренних дел, с чего началась ваша служба?
– Службу в органах внутренних дел я начала в 2010 году следователем транспортной полиции. Объем работы, краткие сроки, решение процессуальных задач, обеспечение объективного расследования возлагали на меня большую ответственность. С первых дней следственной работы каждое дело превращалось в мой новый опыт.
В 2013 году я перевелась в Следственное управление Департамента полиции на транспорте (город Нур-Султан – прим.ред). В решении служебных вопросов проявляла принципиальность. Расследовала преступления тяжкой и особо тяжкой категории, дела, связанные с организованными преступными группами, многоэпизодные, вызывающие широкий общественный резонанс.
– Какие из громких и резонансных дел вы расследовали?
– На сегодняшний день, я имею большой практический опыт в расследовании уголовных дел, связанных с авиационными и железнодорожными происшествиями. Так, мною расследовались уголовные дела о крушении пассажирских поездов: в Жамбылской области, сход пассажирского поезда, повлекший смерть 12 летнего ребенка и причинение вреда здоровью около 10 лицам; в Алматинской области столкновение пассажирских автобуса и поезда на железнодорожном переезде, в результате которого водитель автобуса погиб и двое малолетних ребенка получили тяжкий вред здоровью. Указанные факты имели широкий общественный резонанс. Вина лиц следствием была полностью доказана, виновные приговорены судом к различным видам наказания.
При расследовании дела следователь обязан раскрыть истинную картину произошедшего. Каждое дело должно находить свое логическое завершение.
По каждому факту об авиационном происшествии, повлекшем смерть, я принимаю непосредственное участие с выездом на место происшествия, где осуществляю и организовываю осмотр, фиксацию следов, эвакуацию трупов, участие специалистов и т.п., одновременно провожу практическое обучение молодых сотрудников на месте происшествия.
Вместе с тем, в своей практической деятельности делюсь опытом с молодыми сотрудниками, обучаю организации качественного расследования уголовных дел, разрабатываю методические рекомендации по преступлениям, связанным с транспортом.
– В заключение, расскажите, какие еще важные знаний и навыки необходимы в вашей работе?
– Хочу отметить, что английский язык, также пригодился в моей работе, так как авиа и железнодорожный транспорт являются «воротами», через которые в нашу страну прибывают иностранные граждане. Языком авиации является английский язык.
Профессия следователя не означает иметь познания только в области юриспруденции. В процессе расследования необходимо выходить за рамки имеющихся познаний в той или иной области. Вот например, при расследовании дел, связанным с авиационными происшествиями, требуется изучение авиационного законодательства, стандартов и рекомендаций международных организаций гражданской авиации, локальных актов и инструкций. Поэтому, работа следователя, это еще и процесс получения знаний в других областях деятельности.
В 2017 году по направлению Министерства внутренних дел я прошла курсы повышения квалификации в Венгрии, г.Будапешт. Занятия проводили действующие агенты Федерального бюро по расследованию.