Редакция информационного портала Toppress.kz уже не раз знакомила наших читателей со студентами Медицинского университета «Астана». Героем нашего репортажа сегодня стал преподаватель кафедры Общей и биологической химии, главный специалист Центра развития научно-исследовательской деятельности НАО «Медицинский университет Астана» Айдос Болатов. В своем интервью, он рассказал о выборе профессии, молодом поколении, а также об уникальном исследовании по изучению синдрома выгорания среди медицинских работников в Центральной Азии.
– В первую очередь, расскажите о своем пути, начиная со студенческой скамьи, почему не стали врачом, а выбрали для себя стезю преподавания?
– Я продолжаю свое обучение, прохожу резидентуру по специальности «Медицинская генетика». После окончания планирую продолжать клиническую деятельность, так как современный врач должен уметь совмещать образование, науку и практику, что является требованием времени. Без практики нет науки, без науки нет практики.
Преподавать я начал со школьной скамьи. Я был олимпиадником сначала по химии, после по биологии, был призером республиканских и международных олимпиад по биологии. И начиная с 10 класса тренировал к олимпиадам других ребят. Мой учитель биологии говорил, что, если хочешь лучше освоить знания, обучи других. И с того момента преподавание для меня является способом совершенствования собственных знаний. После поступления в университет первые три года подрабатывал репетитором. А уже по получению диплома устроился на кафедру Общей и биологической химии, где преподаю по сей день.
– На сегодняшний день, бытует мнение о том, что студенты, которые обучаются на врачей, не такие ответственные. Однако, я, брала интервью у молодого поколения, и думаю, что в них есть достаточно большой потенциал. Что на этот счет думаете вы?
– Да, я тоже слышал о таком. И, по моему мнению, так говорят люди, которые либо совсем далеки от медицины, либо обиженные на медицину люди, либо более взрослое поколение наших коллег-врачей и преподавателей, которые зачастую требует от обучающихся знаний и навыков, нарабатываемые не одним годом практики.
Если Вы имеете в виду ответственность в обучении, то хочу заметить, что любое обучение начинается с поступления. Подходят ли молодые абитуриенты ответственно к выбору профессии? В ранее проведенном исследовании среди студентов-медиков Медицинского университета Астана 15% всех респондентов (участвовало более 700 студентов) указали, что поступили в университет по выбору своих родителей, а не по собственному желанию. А если у человека нет внутренней мотивации стать медицинским работником, о каком ответственном подходе к учебе может идти речь. Более того, медицинское образование отнюдь не легкое, это 9, а то и 11 лет базового непрерывного обучения и самосовершенствования. И не все одинаково могут сохранять такой темп, и бывают времена, когда хочется просто дать себе выходной. Все это напряжение несомненно может привести к выгоранию. В том же исследовании, мы рассчитали, что академическому выгоранию подверженны 28% студентов. А это чревато различными проблемами ментального здоровья (депрессия, тревожность) вплоть до отчисления и возникновения суицидальных мыслей. А давление оказываемое обществом усиливает данный эффект. В целом, люди должны с уважением относится друг к другу независимо от профессии.
В университете много талантливых студентов. Помнится, одно время было популярно фото, где студенты, если не ошибаюсь в Израиле, накладывали хирургические швы на винограде, показывая свое мастерство в микрохирургии. Так вот, тоже самое могут делать и студенты МУА. В университете работает хирургический клуб Veritas, где студенты уже с начальных курсов обучаются различным хирургическим навыкам. И таких умных и стремящихся к совершенствованию студентов, не только в хирургии, но и по всем специальностям ни одна тысяча. И на сколько я знаю, университет всегда старался всевозможно поддерживать таких студентов. Помимо обучения, в университете также не мало студентов, чьи знания и навыки позволяют внедрять новые технологии и бизнес-решения в сфере здравоохранения.
– Расскажите о современных методах обучения студентов, возможно какие-то интересные практики применяете в своей работе вы?
– В своей педагогической практике, первостепенным я ставлю вопрос значимости определенных знаний в будущей их профессии. Например, когда обучался я, от нас требовали знание определенных химических реакций наизусть. Но на самом деле главное понимать процесс в целом. А ту или иную реакцию всегда можно посмотреть в интернете. Но, в целом, в университете внедряются новые технологии обучения, а преподаватели непрерывно обучаются им.
– На вашей странице в Facebook, вы коротко рассказали о своем исследовании по изучению синдрома выгорания среди медицинских работников в Центральной Азии. Расскажите более подробно об этом?
– Изначально феномен выгорания был сформулирован по отношению к профессиям, в процессе которых происходит взаимодействие с клиентами. И медицина одна из наиболее подверженных к выгоранию отрасль. Исследование синдрома выгорания, а также ассоциированных с ним факторов является важным вопросом в здравоохранении. Данные полученные с таких исследований позволят составить рекомендации по снижению риска возникновения выгорания. Более того, в странах Центральной Азии практически отсутствуют данные по распространенности данного синдрома. Это стало причиной для меня и моего наставника – д.м.н., профессора Тельман Зейналлиновича Сейсембекова провести данное исследование. Мы благодарны нашим коллегам из КФ «University Medical Center», КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Киргизской государственной медицинской академии им. И. К. Ахунбаева и Бухарского государственного медицинского института им. Абу Али ибн Сино, а также региональным департаментам и управлениям здравоохранения РК за помощь в организации данного исследования. На данный момент мы завершили сбор данных. В исследовании приняло участие более 2500 медицинских работников из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Результаты исследования мы планируем опубликовать в международных журналах, а также разработать практические рекомендации по вопросам профилактики синдрома выгорания.