Иностранные и казахстанские авиакомпании выступили с требованием ввести регулирование тарифов аэропортов в Казахстане на обслуживание международных рейсов, сообщает Informburo.kz со ссылкой на “Интерфакс-Казахстан”.
Представители компаний зачитали совместное заявление на пресс-конференции в Астане. Его поддержали такие авиаперевозчики, как Air Astana, Qazaq Air, SCAT, Uzbekistan Airways и организация ИАТА.
“Для реализации 68-го шага плана “100 конкретных шагов” – об улучшении эффективности госрегулирования авиаперевозок, для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан – мы просим Министерство по инвестициям и развитию Казахстана и Миннацэкономики, во-первых, незамедлительно отменить необоснованное увеличение тарифов, объявленных аэропортом Астаны, до того, как ещё больше авиакомпаний остановят свои полёты в Казахстан. Во-вторых, отменить дерегулирование аэропортовых тарифов (на международные рейсы – Авт.)”, – зачитал совместное заявление авиаперевозчиков, работающих в Казахстане, исполнительный директор по финансам авиакомпании Air Astana Ибрахим Жанлыел.
Он отметил, что сегодня существует риск остановки развития маршрутной сети из Астаны и сокращения полётов.
“Хотелось бы напомнить, что за последние годы многие авиакомпании, как Austrian Airlines, Asiana, KLM отменили свои рейсы в Астану. Авиакомпания LOT недавно сократила количество рейсов. Авиакомпания Finnair, которая начала полёты в Астану летом прошлого года, приостановили свои рейсы уже через два месяца”, – добавил Ибрахим Жанлыел.
В июне 2017 года государство отменило регулирование тарифов аэропортов для международных рейсов. Это привело к резкому росту тарифов, в особенности, в Международном аэропорту Нурсултан Назарбаев.
“Отмена регулирования привела к бесконтрольному увеличению аэропортовых тарифов в Казахстане для международных рейсов. В результате две иностранных авиакомпании отменили рейсы, ещё несколько сокращают частоту”, – отметил региональный менеджер ИАТА (Центральная Азия) Джордан Карамалаков.
Представитель ИАТА пояснил, что у регулятора (комитет гражданской авиации Мининвестразвития) нет прозрачной методики определения необоснованного завышения тарифов.
“У госорганов существует формальная процедура реагирования на жалобы о завышенных ценах, но отсутствует чёткая и прозрачная методика определения, являются ли эти цены монопольными или нет. То есть, у нас есть ситуация, когда любой аэропорт может выставить какие угодно ему цены на обслуживание авиакомпаний, и если будет жалоба на злоупотребление монопольным положением, наш регуляторный орган не может определить (факт злоупотребления – Авт.), так как такая методика отсутствует”, – пояснил Д.Карамалаков.
В декабре 2017 года авиакомпания KLM заявила, что с 2018 года не будет возобновлять рейсы по круговому маршруту Амстердам – Астана/Алматы на период летнего сезона. Такое решение принято по экономическим причинам и является результатом оптимизации маршрутной сети авиакомпании KLM, сообщили в компании.
В Комитете гражданской авации МИР РК отметили, что решения авиакомпаний, в том числе и KLM, приостановивших полёты в Казахстан за последние годы, не зависели от регулятивных факторов. Сообщалось, что авиарейсы в Казахстан являлись нерентабельными для компании KLM с 2008 года и приносили в среднем за сезон 1,6 млн долларов убытков.
Такими же экономическими причинами в КГА объяснили решения других перевозчиков, таких как Austrian Airlines, British Air в отношении полётов в Казахстан. Как отметили в КГА, все права на выполнение полётов в Казахстан у них имеются, но приход на наш рынок ряда крупных глобальных перевозчиков, а также лоукост компаний ужесточил условия конкуренции.